?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читая Лунь Юй

Подумал, что рассказать о том, как мы читали китайских мудрецов, надо как-то по-китайски: короткими фразами, легкими движениями кисти.

***
- Их всех звали Цзы: Кун цзы, Лао цзы, Чжуан цзы. Слово имеет два значения: мудрец или старец - первое, а второе – в некотором смысле его противоположность…
- Глупый человек… Дурак… Идиот…
- Нет – ребенок.
- …
- Поэтому в китайской мудрости есть что-то детское.

***


Читаем Чжуан цзы. О диких конях, которые резвились на просторе, пока не пришел Радующийся Мастерству и начал взнуздывать и стреноживать их. Говорю, любя: «Вот Олег, он четыре года назад был совсем диким конем и бросался в меня стульями; а я смог обуздать его и стреножить».

Олег спокойно смотрит на меня: «Это еще кто кого…»

***


Читаем конфуцианский канон. «А на последнем уроке, - говорю ученикам, - будет настоящий китайский единый экзамен, потому что единый экзамен был изобретен в классическом Китае. Юноша, чтобы получить первый чин и стать смотрителем рисовых плантаций, должен был выучить все книги конфуцианского канона; в день экзамена его запирали в специальной комнатке, приносили пирожки…»

Кстати, пирожки. Попрошу в столовой напечь пирожки в день контрольной работы.

***

Так чем же может закончиться моя китайская тема? В смысле, - вопросы для контрольного зачета? Если уж совсем канонически, то надо выучить наизусть весь Лунь Юй – как и делали это китайские юноши на протяжении двух тысячелетий.

Если по-современному – написать высказывание в духе Конфуция, чтобы не отличить. Вот так: два месяца учились – итог две строчки. Не смешно, попробуйте сами…

Есть и третий вариант, попроще: написать комментарий к словам Учителя (не моим - Конфуция). Это то, чем и занимались многие столетия китайские мудрецы – составлением комментариев.

***

Позвонила мама двух детей, чтоб в лицей их перевести: «Не хотела говорить, но я вообще-то у вас училась, мы еще Конфуция тогда читали…» Ну вот, теперь буду требовать, чтобы они меня называли не просто Учителем – а Учителем Двух Поколений.

А вот Конфуций, как все знают, был Учителем Десяти тысяч Поколений!

***

Не просто комментировать китайцев. Все-таки надо напрягаться. С одиннадцатым классом работаем так: прокомментировали фразу Конфуция, вам бонус – китайская загадка.

Почему китайских мальчиков называли именами девочек? Какие деревья под страхом смерти нельзя было размещать в китайском саду? Что сделал почтительный китайский сын, чтобы спасти своего отца от комаров, облепивших их во время ночевки в горах?..

У меня про запас есть три десятка таких загадок.

- Загадку! Еще загадку! – кричат они.

Загадки прекрасно укрепляют жизненную силу ци в одиннадцатиклассниках накануне Единого экзамена.

***

Рассказываю о тяжкой участи китайской женщины: как ей ноги бинтовали, давали играться только с глиняными черепками, как замуж выдавали…

Настя и Лина, две подружки, не выдержали:

- Как Вы, Вы – Рустам Иванович, так можете… Вы так спокойно, Всё это…
Как будто я жил в эпоху Мин и бинтовал девушкам ноги…

***

Правы те взрослые, которые говорят, что Чжуан цзы – не для детей писал. Судите сами…

Кони резвились на воле и жили в согласии со своей собственной природой. Но тут пришел Радующийся Мастерству и сказал: «Я умею укрощать коней». Он начал клеймить и стричь их, взнуздывать и стреноживать, украшать их гривы и надел на них дорогую сбрую. В результате половина коней умерло…

Коллеги! Разве для детей этот рассказ?

***

«Нелегко встретить человека, который отдав три года учению. Не мечтал бы занять высокий пост»

- И как вы это понимаете?
- А что тут понимать, - сказали девятиклассники, - вот нам три года до Единого Экзамена осталось - пора за ум браться.

***

Ваня и Андрей подарили на День учителя китайский чайник с чашками – чтоб мы на урок чай пили. А на День лицея обещали принести китайскую палку – поскольку первым подарком, который делали там учителю, была палка, завернутая в красную бумагу.

***

Лао цзы со своим Дао дэ дзином, как известно, становится весьма популярным в бизнес-среде среди самых топ-менеджеров.

Мудрый правитель пребывает в недеянии, и люди думают, что все свершается как бы само собой…

Назову-ка я на следующий год свой курс как-то вроде Введения в менеджмент, так и напишу в расписании – МВА. И станет мой «самый ненужный предмет» самым нужным.

***

У нас свободное посещение уроков для старшеклассников.

Так вот, вчера в мой кабинет на двенадцать квадратных метров набилось шестнадцать одиннадцатиклассников. Не знаю, сколько там учеников сидело вокруг Учителя 10 000 поколений в абрикосовой роще - но таких даже у него не было!

Они пришли учиться. Сами!

«Учиться и, когда придет время, прикладывать знания к жизни – разве это не радостно…»