?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ИДТИ ИЛИ НЕ ИДТИ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

В старших классах мы пытаемся организовать так называемое "свободное посещение уроков"

Учитель, начиная тему, дает ученику план работы. План – это договор на работу, соглашение двух сторон, как и во взрослой жизни при приеме на работу: чтоб все было по-честному и без сюрпризов.


Оценка ставится не за сидение на уроке - а за работу. 80% выполненных заданий – это «5». 60 и 40 – соответственно, «4» и «3». Присутствует или не присутствует ученик на уроке – не самое главное.

Первый и последний урок темы – обязательны для посещения. Первый – вводная лекция, обзор, объясняются основные идеи и способы работы с материалом. Последний - зачетная работа.

Допустим, из восьми уроков темы оценивается работа на первых семи, по баллу за урок. Набрал пять баллов из семи возможных – получил пятерку. Выражение «набрать пять баллов» становится реализованной метафорой.

Учитель может требовать, чтобы на занятие ученик пришел, выполнив определенную работу – таково условие присутствия на семинаре. Свобода, получается, - вещь обоюдоострая: ученик может не ходить, но и учитель может не пускать.

***

Два-три часа на педсовете проговаривали с учителями правила свободного посещения. Родителям было отправлено несколько объяснительных писем. Дети поняли всё слету. Рома из 9 класса объяснил: «Можешь пропустить два урока в месяц по предмету, если на остальных работаешь - будет пятерка»

«Пропустить» - означает работать, но не в классе. Можно заниматься в библиотеке, в компьютерном классе, в коридоре.

Они поняли всё за пять минут, но реакция была сдержанной. Смотрели настороженно, может боялись подвоха – чего ждать от школьных властей?

***

Прошло полгода.

Я перестал себя чувствовать школьным учителем, загоняющим детей в класс. В мой небольшой кабинет на четырнадцать квадратных метров набивается десять-двенадцать - почти все! - одиннадцатиклассников. Они сами пришли! А вот сегодня пришли все шестнадцать, стульев не хватило – может быть, это следствие свободного посещения…

Не просто приходят – а готовые! Посмотрели дома фильм (мы обсуждаем на уроках художественные фильмы), прчитали тексты, написали рецензии. Они приходят рассказать, обсудить, послушать. Такого раньше не было. Чувствую себя доктором кембриджа: предложил прочитать студентам книгу, они прочитали и пришли обсудить. Кстати, оценка за мой предмет никуда не идет…

Выпускной класс, голова трещит от ЕГЭ, выбора профессии и неразделенной любви - а тут вдруг история культуры, фильмы.

О любви, кстати… Мы смотрим кино о войне и о любви: «Баллада о солдате», «Долгая помолвка», «Счастливого рождества». Если б не свободное посещение, я не мог бы говорить с ними о любви…

Я могу смотреть в глаза ученикам, потому что я не ставлю оценок. В конце семинара - только «да» или «нет». А пятерки, четверки – они сами набирают и подсчитывают баллы.

Впрочем, за письменные работы и за четвреть – ставлю. Вот две истории о любимых учениках.

Глеб. Так и не написал рецензию на фильм «Долгая помолвка» - три балла за четверть. Потом случайно от мамы узнал: фильм смотрел два или три раза, был взволнован и писать ничего не мог.

Петя, другой любимый ученик. Приходит после каникул, счастливый, отдохнувший:

- А что вы мне поставили за первое полугодие?

Смотрю в журнал.

- Петя, у тебя три.
- Окей, Рустам Иванович. Что мне нужно сделать?
- А вот, посмотри три фильма.

Приходит через неделю: посмотрел, готов обсудить. В течение получаса беседуем. Открываю журнал:

- Петя, а я ошибся строчкой: у тебя пятерка.

- Окей, - говорит, - Рустам Иванович. Ну, я пошел.

***

Подтянулись коллеги - посмотреть, как это происходит. Собрал я учителей физики, французского языка, литературы. Пришли они на мой семинар, чтобы понять, что такое свободное посещение в 10 А классе. Они пришли – а никто из десятого класса не пришел. Вот так я порвел мастер-класс по свободному посешению.

Но такое – чтоб никто не пришел - случается не часто. Объявили свободное посещение, сказали «можно не ходить» - а они все ходят. Все ходют и ходют…

Не все, честно говоря, учителя были рады этой затее. Вот несколько реплик из обсуждения на собраниях учителей:
- Что это за свободное посещение? Ученик должен сидеть! Точка;
- Разумный человек никогда не будет пользоваться свободой…

Годами укрепленное мнение, что существует единственный путь в образовании – присутствие на уроке. Как единственный путь к спасению души – через Причащение Святых Тайн и исповедь.

«Как это, - говорят опытные коллеги, - он пропустит уроки и не услышит моего голоса?» Прихожу я на некоторые такие уроки: сидят ученики два часа подряд – полуработают, полуспят. Лучше быть на одном уроке, но работать.

Маша из девятого класса, которая собирается поступать в Йельский университет, ходит на уроки, - рассказывают, - с подушечкой. Пол-урока поработает, а потом поспит немножко, к концу просыпается и опять работает. Лучше, чем дремать весь урок..

Нами сделан лишь первый шаг: мы дали возможность старшекласснику право выбора: идти или не идти. В смысле, идти на урок или работать самостоятельно в читальном зале библиотеке. Что дальше? Если по каждому из десяти предметов есть возможность от двух до часов в месяц работать самостоятельно – получается 20-40 часов в месц, 1-2 часа - ежедневно.

И ученик может решить сам, на подготовку к каким семинарам он будет тратить это время. Вот уж индивидуальный план, куда индивидуальнее!

Согласен с тем, что советская школа была самая лучшая: победы на олимпиадах, ракеты в космосе и прочее. Секрет ее в том, что это была школа без допуска свободы: без возможности, без сомнений, без выбора.

Школа казарменного типа была эффективной системой в свое время – как армия в боевых условиях. В ней все было слаженно и стройно – строем все ходили.

Но образование без свободы – не больше, чем дрессировка человеческой породы. Что остается нам на память? Умение скулить, вилять хвостом и лаять…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
Iskander Makhmudov
Jul. 27th, 2015 09:53 am (UTC)
вопрос
А с какого класса вы бы рекомендовали свободное посещение в теории? С 1? С 3? С 8?
rustam_kurbatov
Aug. 12th, 2015 10:26 am (UTC)
Re: вопрос
В теории - не знаю, а впрактике - с 8 класса
( 2 comments — Leave a comment )