?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Конечно, хорошо, что курс истории начинается во 2-3 классе. Но что это за курс? Чем он отличается от того, который мы проходим в средней школе? Рассказы  попроще, шрифт покрупнее, картинок побольше. Но суть та же – политическая и социальная история, главным образом отечественная. Соответствует ли это возрасту? Потребностям ребенка? И если курс истории в средней школе – это проекция институтского курса для подростков, то история в начальной школе -  проекция такого «подросткового курса»  для детей.

Для ребенка интересна была бы другая история.

Что должен знать по истории семилетний человек?  Пока историки спорят об отличиях формационного подхода от цивилизационного,  попытаемся дать простой и очевидный  ответ на вопрос: в первую очередь, это история своей семьи.

История своей маленькой жизни: первые воспоминания, самые запомнившиеся события... историческое время становится чем-то  близким и осязаемым.

История семьи: родителей, бабушек и дедушек;  даты их рождения, степени родства, семейные легенды, фотографии,  рассказы о том, какой была жизнь, когда им было семь лет… Пространство  истории расширяется: от собственной биографии – к истории семьи, рода.

История места, где ты родился: что здесь было 20, 50, 100 лет назад…

С этого стоило бы начинать – а не  с египетских пирамид. Понимание, что твое существование каким-то образом соотносится с жизнью других людей,  чувство причастности и  общности – укорененности - то, чего действительно не хватает современному человеку.

Итак, первый год изучения истории в нашей школе  (второй класс) – это курс «Живая история»

***

В нашей школе каждый учитель сам делает программу своего курса. Иногда даже -  советуясь с детьми. Поэтому нет  «утвержденной программы».  Далее – только предложения по поводу истории в начальной школе. Точнее – части этого курса, который называется УСТНАЯ (ЖИВАЯ) ИСТОРИЯ.

История моей жизни.  Мне семь лет.  Какие события произошли в течение моей жизни? Когда я сделал первые шаги, произнес первые слова? Когда родился братик или сестренка? Или семья переехала на новую квартиру? Или в доме появился зверь: собака, кошка…  К какому возрасту относятся мои первые воспоминания? Когда мне подарили мои любимые игрушки? Когда я прочитал первую книжку?

Дать почувствовать, что время – конкретно-осязаемая вещь. Год, месяц, день… Нарисовать «прямую времени» собственной жизни, обозначить на ней «главные вехи». Конечно, расспросить родителей о своем детстве, принести фотографии. История Себя – возможно, это первый шаг к пониманию истории.

Моя семья. Родители, братья-сестры, тети-дяди, бабушки- дедушки, пра-…  Как кого зовут (иногда первоклассники не знают отчества родителей). Степени родства. Даты рождения, годы жизни. Фотографии родственников. Кто где живет.  С кем виделся, а с кем – нет.  Глубина исторической памяти: знаешь ли имена прабабушки и прадедушки? А до какого поколения помнят в семье предков?  Где жили они и чем занимались?

Логично нарисовать «древо семьи», подписать имена…

Когда моим родителям было семь лет… Какой была тогда школа? Где учились родители? Большая ли была школа, сколько учеников в классе? Строгие ли были учителя? Дисциплина? С кем дружили? Кто такие октябрята и пионеры? Любили ли родители школу? Хотели бы они снова стать маленькими и пойти в первый класс?

Хорошо бы посмотреть семейный альбом, найти фотографии. Может, сохранились почетные грамоты, дневники, другие предметы «пионерского детства» родителей.

Когда моей бабушке (дедушке) было семь лет – а тогда какой была школа?  Те же вопросы, что и для родителей.

Ребенок может сравнить эти два рассказа, задуматься о том, что в истории  всё понемножку меняется.  Выслушав одноклассников, он сможет попытаться увидеть какие-то общие черты в рассказах о школе родителей, бабушек и дедушек.

Вещи с историей. Дома  у каждого есть особые вещи. Попросить родителей рассказать об этих «реликвиях». Когда они появились в доме? Почему эти вещи особенно дороги? С какими событиями жизни семьи они связаны?

Оказывается, предметы, которые окружают ребенка - не просто предметы обихода. Они «помнят» историю семьи и людей, которых уже нет среди нас.

Не стоит просить выносить из дома «вещи с историей», но можно сфотографировать их. Сделать фотовыставку с подписями, объясняющими ценность каждого экспоната.

Память о войне.   В каждой семье есть  человек, прошедший Великую Отечественную. Если он дожил до наших дней – взять интервью, расспросить, попросить показать письма и фотографии.  Когда призвали на фронт? Сколько было лет? Где воевал?  Самые сильные воспоминания;  истории, врезавшиеся в память…

Если эти люди не дожили до наших дней – попросить рассказать родителей. Что знают они? Что им рассказывали о войне? Сохранились ли письма, фотографии?

О том, как пропадали люди. И почти в каждой семье есть человек, прошедший террор тридцатых-пятидесятых годов. Раскулаченные, переселенцы, враги народа и члены семей…

Об этом рассказывают неохотно: не всегда знают о своих репрессированных родственниках  и не всегда хотят говорить. Поэтому, особенно важно, чтобы дети услышали эти истории, сохранили память о «исчезнувших родственниках».

Повседневная жизнь. Техника, которая изменила жизнь.  Как раньше обходились без привычных вещей: стиральной машины, пылесоса, компьютера. Как жили в доме «без удобств»: без воды, канализации, центрального отопления, может быть – без света.

Как стирали белье? Обогревали дом? Готовили пищу?

Когда появились эти предметы в доме?  Как они изменили нашу жизнь?

На привычные вещи ребенок может посмотреть другими глазами – оказывается, многие «удобства» появились не так уж давно.

Повседневная жизнь: одежда, квартира,  еда.

В каком доме (квартире) прошло детство родителей (прародителей). Была ли это отдельная или коммунальная квартира? Была ли у ребенка отдельная комната? Как была устроена жизнь в коммунальной квартире? Сохранились ли какие-то фотографии того времени?

Одежда: что носили родители (бабушки и дедушки), когда были молодыми? Что было тогда в моде? Где покупали одежду (или шили сами)? Какие прически были в моде?

Еда:  что было обычно на столе и в холодильнике? Сложно ли было «достать» продукты? Что такое «очередь»? Часто ли ходили в кафе и рестораны? Как накрывали стол на праздники и к приходу гостей? Другими словами, отличалась ли «практика еды» двадцать-сорок лет назад от современной?

Одна из самых интересных тем. Важно не просто изучить «историю моды», а понять, как всё это было связано, и как через одежду и питание проявлялись особенности эпохи. Тогда будет понятно, почему комсомольцы боролись с длинноволосыми хиппи, почему советские люди не особенно ходили в кафе, и почему в туалетах коммунальных квартир было подчас несколько патронов для лампочек – по числу жильцов квартиры.

Во что верили? 

Кто такие «пионеры»?  Как принимали в эту организацию? Каким должен был быть настоящий пионер?

Что такое «коммунизм»? Когда он наступит? Верили ли в его возможность?

Выезжали ли за границу? Что думали о жизни людей в других странах?

Любили ли свою работу? Хорошей ли была зарплата?

Ходили ли в церковь?  

Какие фильмы смотрели, музыку слушали, книги читали?

Попытка анализа «коммунистического мифа»: как еще верили и принимали, но уже сомневались и иронизировали. Конечно, ребенок не разберется во всех тонкостях коммунистической веры, но почувствует,  может быть,  сложность и противоречивость той жизни. 

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
chepuhovinka
Jun. 28th, 2015 12:28 pm (UTC)

Это прекрасная идея. На примере своей семьи познать часть истории страны.

laventura
Jun. 28th, 2015 07:51 pm (UTC)
Спасибо, сохраню себе как план.
natalyorion
Jun. 29th, 2015 12:26 pm (UTC)
Привет) Меня зовут Наташа
Очень понравился ваш журнал, зашла в гости и осталась...
С удовольствием добавила в друзья!
Пишу про путешествия и о том, что заинтересовало!
Заглядывайте...
ohmybaby
Aug. 8th, 2015 11:17 pm (UTC)
Здравствуйте)
Это всё и так и не так, по-моему.
Вы будто бы держите в уме семилеточку совершенно неуязвимого, со счастливыми корнями. И прекраснейших детей и учителя в классе, благоговейно всё это выслушивающих.
Я даже не буду особенно останавливаться на крайностях, на приемных, например, детях, которым генеалогическое древо было бы описывать не с руки.
Ближе от крайностей к среднему - семьи с не самой красивой историей, если смотреть правде в глаза.

Я не очень могу себе представить, как это возможно, сокровенную свою историю нести в класс. Дражайшую свою территорию души открывать под любое, какое придется, восприятие. Люди не звери, конечно, но и не ангелы. А уж малые дети на эмпатию хромают через одного.
Я помню, как, по малолетству, оцарапывает просто не самое внимательное слушание доклада, к которому я приложила много сил, копошения в библиотеках. Это всего лишь старания какие-то, вовсе не сердцевина человеческая. А вы говорите: давай сермяжечку, малой, прямо сюда выкладывай. Так мне показалось, не обессудьте)
rustam_kurbatov
Aug. 12th, 2015 10:22 am (UTC)
Согласен, есть опасности, но с родителями нужно заранее обговорить, а потом, что значит: семьи с плохой историей? Пусть родители рассказывают то, что могут рассказть - а дальше я и не полезу
( 5 comments — Leave a comment )