?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С восьмиклассниками читаем про папуасов.
Вот так. Это на уроках, так сказать, истории культуры.
Не только про жителей Папуа Новая Гвинея – но и про
Восточное Самоа, острова Адмиралтейства,
Батаков, живущих на острове Суматра.
Тема звучит так: Ребенок на островах:
Традиционные формы воспитания детей и подростков
У народов Южной и Юго-Восточной Азии.
Ожидание ребенка, запреты и предписания
Для беременной женщины, роды, участие отца в этом деле,
Кормление младенца, имянаречение, предсказание судьбы,
Всякие ужасные ритуалы, творимые над дитятей,
Приучение к горшку, участие братьев и сестер в воспитании.
Помощь по хозяйству, начиная с возраста трех лет;
Половое созревание, общение мальчиков и девочек,
Брак, ожидание ребенка и так далее, так далее.
Смыслов тут много: увидеть, что есть другие люди,
Другие способы жизни; понять, что жизнь тех людей тоже
Имеет свои основания; подумать о вещах своей жизни,
Которые кажутся обычными и привычными.
Есть еще один смысл, пусть не главный:
Мальчики и девочки в возрасте восьмого класса
Переживают трудный период жизни,
Внутри просыпаются непонятные и неподконтрольные силы,
Родители становятся чужими людьми,
Рушится простой и добрый мир детства –
И с кем можно поговорить об этом?
Так вот, разговор о
«Взрослении на островах Восточное Самоа» -
Так называется книга антрополога Маргарет Мид,
Фрагменты которой мы читаем на уроках –
Это и разговор о собственном взрослении,
Такая форма, приличная и культурная, говорить об этом.
А если не говорить – то подросток остается один-на-один
Со своим стыдом и страхом, молчит, огрызается,
Уходит в себя и играет в компьютер все каникулы напролет,
Не выходя из дома.