?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ПИСЬМО – ЭТО ПИСЬМО



Письмо - главный урок в первом классе,
Имеется в виду умение выводить палочки,
А потом и буквы ровные, в тетради в косую линейку.
Но есть и другое значение слова:
Письмо кому-то, о чем-то важном, в конверте,
На которое непременно придет ответ!
Так вот: Письмо у нас – это Письмо,
(Что, пожалуй, главная особенность нашей школы).

***

То, которое в косую линейку, – конечно,
Вещь нужная и полезная, это хорошее упражнение,
Не больше. Упражняться будем, не волнуйтесь, родители, но
Настоящее Письмо – это другое дело:
Оно захватывает ребенка целиком, пробуждает,
Переполняет – больше чем даже Игра,
Оно придает смысл нашей работе, ради него
Ученик утром встает с постели и идет в школу
(Да и взрослый, пожалуй, тоже).
Вопрос в одном: должна ли Школа иметь для ребенка
Какое-либо значение – смысл – или достаточно
Хороших упражнений, как и мы учились?

***

Письмо – это очень настоящее дело:
Когда хочешь сказать что-то другу - тут всё ясно,
Но когда друг находится далеко? Надо писать.
Для письма нужен Далекий друг,
Можно, конечно, поставить почтовый ящик в школе,
Чтоб ученики первого этажа переписывались с
Учениками второго этажа – и будет всем им радость,
Но все-таки…
Нужен друг из другого города или другой страны,
Похожий на тебя и не похожий – которому есть что рассказать.
Точнее – написать.

***

Девяносто лет назад Селестен Френе нашел таких друзей
Для своих учеников на другой стороне Франции, в Бретани:
«Мы теперь не одни!», - написал он,
И Переписка между классами стала самым важным занятием,
Можно даже сказать «Самым важным уроком» в школах,
Где учителя действительно хотят,
Чтобы учеба имела для ребенка какое-то значение.

***

Скептики говорят, что детям скоро надоедает
Писать «об одном и том же», про всяких кошечек и хомячков.
Скорее, это надоедает школьным скептикам,
Устают они, несчастные, потому что Переписка требует сил,
А их уже нет.
Письмо, чтобы стать важным уроком,
Должно стать действительно основой обучения.
«Два текста в неделю, - в революционном порыве писал Френе,
- и никакой грамматики!»
Грамматика все-таки нужна.
Но Письмо – это основа и грамматики, и орфографии,
И пунктуации, и всех прочих языковых компетенций.
Мы учимся писать хорошо и правильно на этих текстах.
Научиться говорить можно только говоря.
Научиться писать – только пиша… только, когда пишешь.

***

Переписка, наряду со Школьной Типографией, -
Самая важная, пожалуй, «методика» Селестена Френе,
Как говорят французы – «текник Френе».
Текник – так текник, но это и философия, если угодно.
Потому что здесь проходит водораздел
Между двумя пониманиями Школы:
Обучать ученика навыкам, не смотря ни на что; или
Принимать ребенка, ловить парусом ветер интереса и желания,
И делать так, чтобы вся работа была наполнена для него
Смыслом.