?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



«Моя жизнь монотонна: я охочусь за курами, люди охотятся за мной», - говорил Лис из «Маленького Принца». Это про нас, про школу. Монотонность – вот проблема. Похожие один на другой уроки, парты в ряд, почти армейская дисциплина. Дети устают не от труда, а от однообразия и вынужденного безделия: сидеть неподвижно, слушать ответы одноклассников у доски, выполнять команды учителя.

А это дети, еще вчера игравшие в подготовительной группе детского сада. Слишком резкий переход – еще одна родовая травма. Разнообразие, активность, возможность выбора – вот что нужно ребенку. И не только для того,  чтоб «не скучал», не из-за баловства, а потому что только так – через игру и деятельность, через движение и общение – он может чему-то научиться.

Итак, учебный день ученика первого (второго, третьего и четвертого) класса в нашей школе.

Первые четыре урока ведет учитель. Это «основные предметы»: математика, русский язык, чтение, естествознание.  Вроде бы обычные школьные уроки, но проходят они не обычно.

Первое, что бросается в глаза – парты стоят «большими квадратами», сдвинуты вместе два стола – так, чтобы можно было работать группе из 3-4  детей. Ведь приятнее видеть лица одноклассников, чем их затылки. Почему в обычной школе парты стоят рядами? Потому что надо слушать учителя, молчать и еще раз слушать! У нас, кроме этого, надо работать. Индивидуально: с книгой, карточками; и в группах: говорить, обсуждать, рассказывать…

Но парты – это не главное. Класс вообще не похож на «класс». На стенах вместо таблиц «звонких и глухих звуков» - рисунки детей, тексты, написанные ими на разных уроках и, как правило, напечатанные на компьютере. Стеллажи с книгами, ящички с карточками – это индивидуальные задания по математике, русскому языку, естествознанию; материалы для поделок, настольные игры, конструкторы. Отдельный шкаф – уголок для опытов: весы, магниты, емкости для воды, батарейки, лампочки… Дети не сидят за партами весь день, они могут ходить по классу, взять со стеллажа книгу, выбрать карточку с заданием, подойти к учителю, если возникает такая необходимость.

Но и обстановка класса – не самое главное.  Уроки проходят по-другому.

Русский язык. В основе – не правила и исключения, а тексты, написанные учениками по разному поводу - «свободные тексты». Возможность выразить себя через листок бумаги для ребенка так же важна, как возможность самовыражения через игру, рисунок, движение.  Дети пишут по один-два таких рассказа в неделю. Текст обсуждается  с учителем, ошибки правятся. Итог работы – публикация или в журнале класса, или в газете на стене, или на сайте в интернете. Это важно для любого человека – видеть результат своего труда!

Чтение – постановка литературных спектаклей.

Математика – опора на детский опыт, математика в реальной жизни первоклассника: что можно измерить, подсчитать, сравнить... И система индивидуальных заданий на разноцветных карточках

Естествознание и история – видеофильмы, опыты, наблюдения, работа с книгами

Первые два урока еще как-то похожи на уроки. В основном это коллективная работа в рамках общей темы (проекта). А вот третий и четвертый – это главным образом работа индивидуальная. Кто-то  решает математические задачки, кто-то  пишет тексты по русскому языку или читает книгу. У каждого ученика есть свой план работы – Маршрутный лист. Он планирует свою работу на неделю, отмечает, что удалось сделать. Конечно, учитель  «контролирует процесс»: он может обратить внимание ребенка на то, что ему, например, не удаются примеры на «деление трехзначного числа на двухзначное», и посоветовать взять карточку с нужным заданием.

Мы начали с того, что первые четыре урока ведет учитель. Это не совсем так, эти уроки ведут два человека: учитель и куратор класса. Куратор – воспитатель, психолог, «вторая мама»; человек, который стремится всегда видеть в ученике ребенка (а не наоборот), – присутствует на этих уроках-мастерских и помогает учителю вести их.

5 урок – вкусный обед(!) и прогулка на улице. Кстати, у нас трехразовое питание: завтрак, обед и полдник.

Вторая половина дня:

6-7 уроки – студии. Рисунок, гончарная мастерская, театральная студия, музыка, шахматы, хореография.  Также после обеда проходят уроки английского языка (2 раза в неделю) и уроки физкультуры (3-4 раза в неделю). Английского языка в начальной школе немного. Ежедневный английский и второй иностранный язык будут в средней школе. Пока дети маленькие - другие приоритеты: рисунок, музыка, спортивные игры. То, что потом не наверстаешь.

8-9 уроки  - прогулка на улице, игры. Наша школа действительно находится в «прекрасном уголке Подмосковья», среди елей и сосен в три-четыре детских обхвата, и хочется, чтобы дети могли нагуляться вдоволь и подышать «воздухом соснового леса». Если погода  непрогулочная – игры и разные интересные занятия вместе с куратором класса: конструктор, настольные игры, ручной труд (вышивание, лепка, моделирование), ролевые игры, чтение вслух (давно забытое занятие!).  Пусть это покажется кому-то несерьезным, но Игра – самое важное и серьезное занятие для ребенка семи-восьми лет. Любой психолог скажет, что только наигравшийся ребенок станет счастливым взрослым….

17-00 – автобусы отправляются. Конец дня. Одного дня из жизни ученика начальной школы нашего Лицея.

Comments