?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



А по какой программе работает ваша начальная школа? Математика по Морро или Петерсон? Чтение по «Живому слову» или Бунееву?.. Это вопросы, которые мне, как директору, часто задают родители первоклассников. И учителя, которые хотят работать в нашей школе. Я говорю какие-то общие слова. А «по какой программе» работает наша начальная школа…
1.
Уроков как таковых нет. И программы курса тоже. Есть разные Интересные Дела: которые предлагает учитель или сами дети. Или чаще всего вопрос «что делать» решается вместе.

Иногда Интересные Дела тесно связаны с каким-либо предметом. Прогулка к пруду на речке Липка (посмотреть, как застывает вода) – естествознание. Подсчет, сколько мы (вся школа) съедаем мяса в день – математика. Письмо ученикам в другую школу – русский. Чтение любимой книги – литература.

Но в жизни границ между предметами нет. Придуманную задачку по математике надо записать – это русский язык. Подготовить доклад о кошке – это и чтение книги и письмо. Литературный театр – это и чтение, и письмо, и рисунок, и музыка.

И тогда ребенок встает утром с постели не потому что «надо идти в школу». Он знает, что сегодня будет репетиция «Сказки о козле». Или будем делать книгу – настоящую! - с картинками, переплетом. Или пойдем в другой класс, где учится младший (старший) брат (сестра), рассказывать о гладиаторах, динозаврах, разведении попугаев. Он идет в школу, потому что там его ждут Интересные Дела!

Интересное Дело – это не американский project. Первое, проект – это надолго: на месяц, четверть, год. Скучно. Второе, тему проекта говорит учитель: «Тема нашего проекта – защита окружающей среды»… Проект – это вариация на тему Школы.

Интересное Дело – другое дело. Это то, что ребенок действительно хочет делать. То, что он делал бы даже дома, когда никто его не принуждает работать. Интересное Дело возникает там, за стенами школы, в настоящей жизни ребенка.

Задача – угадать, пред-угадать, что он действительно хочет и что ему по-настоящему интересно. Не просто говорит «я хотел бы…», а подскакивает от радости, не верит своему счастью, не слышит звонка с урока. И строить всю «программу» от этого.

В классе 15 учеников. У каждого своя радость. 15 дел одновременно– нереально. Как на практике?

Начинаем, как правило, с общих тем. Но, конечно же, это не темы уроков. Это то, на чем сошелся, пересекся интерес детей и взрослого. Неважно, кто предложил, кто сказал первый: «Давайте, будем делать…». Главное, чтобы действительно было интересно всем.

Учитель сам оставляет программу – делает то, что он хочет. Далее – не примеры, а только варианты работы.

Русский язык: газета о жизни класса, переписка с учениками другого класса (другой школы), страница на сайте с новостями для родителей, вопросы к настольной игре, подписи к фотографиям, переписка с Нафаней (Белочкой, Зайчиком…), сценарии спектаклей по литературе, задачи по математике, газеты по истории и естествознанию, стихи, сказки, романы…

Математика: математические игры и головоломки, измерения расстояния (площади, размеров), взвешивание различных предметов, деньги (цена, сдача…), собственные интересные задачки…

Литература: инсценировки, написание собственных шедевров: рассказы, стихи, фантастические повести; чтение любимых книг – чтобы потом рассказать о них другим, фильм и книга (можно посмотреть фильм и прочитать книгу – потом обсудить), спектакль и книга (то же, но вместо фильма – театральная постановка)…

Естествознание и История: доклады на самые разные темы по естествознанию, «Путешествие на Машине времени» в другие эпохи, история семьи; экскурсии, поездки, выходы в лес; аквариум, попугай или морская свинка – живой уголок в классе.

Сколько длится работа над темой? Мы пробовали разные варианты, но, как правило – это 8-10 часов. Хорошо, когда тема укладывается в неделю. Получается, по 2 урока в день на протяжении недели. Возможно, это первые два урока. Потому что главная работа – ради этого ребенок идет в школу. Ведь это не развлечение – настоящая учеба.

Итак, наша программа – это Интересные Дела. Придуманные учителем, детьми или вместе. Над которыми работает весь класс, группа или каждый сам по себе. И если мы начинаем с Общих Дел, то потихоньку, шаг за шагом, учимся работать самостоятельно: в группах и по одиночке.

Возможность работать самостоятельно, это награда, это «пятерка» для того, кто научился. Научился говорить вполголоса, спокойно читать книгу, слушать товарища, задавать вопросы, поднимать руку, когда надо. Свобода в обмен на Умения. Я умею! Я научился тому, что не мог делать вчера. И теперь я могу быть самостоятельным, я получаю больше свободы!

Работа в группах – более реальный вариант, чем индивидуальная работа. Здоровый ребенок любит работать вместе, общаться, говорить. Классика: четыре группы по четыре человека. И детям нетрудно. И учитель с ума не сойдет. У каждой группы – своя тема. Скорее всего, в рамках общей большой темы. Например, Общая тема – Космическое путешествие. Темы групп: Солнце, Планеты Солнечной системы, Звезды, Черные дыры.

Сначала, как правило, смотрим фильм. Потом делимся на группы и каждая группа выбирает тему. Идем в библиотеку, ищем книги по своим темам. Передвигаем парты в классе, чтобы было удобнее работать в группах. Дети читают, говорят вполголоса. Итогом работы является газета. Газета – это дети всегда пишут с большой буквы и произносят с особым чувством. Там будут и рисунки, и тексты, написанные детьми (иногда успеваем их напечатать). На уроке, на перемене, после всех уроков; на парте, на подоконнике, под партой на полу – они делают Газету. И – момент счастья! – дети идут со своей Газетой в соседний класс.

Иногда и к старшеклассникам. Его еле видно за столом, это первоклассника, речь его не внятна (занимается с логопедом) – но он делает доклад перед учениками 8 класса о динозаврах. «У кого-нибудь еще будут вопросы?..»

2.
Ставить запятые, читать с выражением стихи, правильно произносить английские звуки, красиво писать прописную букву «Д», делить столбиком, знать, что нашими предками были славяне (и тюрки), представлять что будет с водой при нагревании – бесспорно, надо.

Это навыки. Полезные знания и умения, без которых не выйдет Интересное Дело. И поэтому – именно поэтому! – они нужны. Навыки всегда идут вслед за делом. Пишем газету – надо уметь писать. Считаем булочки в столовой – складывать, умножать и делить. Ставим спектакль – читать, писать, рисовать…

Сколько времени на эту техническую работу? Быть может половину, может меньше. Решает учитель – всё зависит от ситуации. Нет рецептов и четких инструкций – есть различные ситуации в жизни. Как мы прорабатываем навыки: все вместе, по группам, по одиночке? Главным образом, индивидуально. Математика – много разноуровневых карточек. Русский – карточки на грамматические структуры.

Хотя, что такое индивидуальная работа? Дети могут обсуждать и спрашивать у товарищей, как делать задачу или упражнение. Индивидуальная работа превращается в групповую.

На стенде висит Лист успехов – лист «Я УМЕЮ». Если я уже умею делить двузначное число на однозначное – у меня стоит «зачет», плюс. Такой «зачет» - не оценка. Это признание учителем, что я действительно хорошо могу делать эту работу. И могу помочь товарищу, который еще не научился это делать. А когда учитель считает, что надо что-то объяснить всем, он требует внимания и тишины. И начинается урок. (Ну, наконец-то!) Но не большой, на 5-10 минут.

Это урок a posteori - урок по следам: детского интереса, возникающих проблем.