?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



После 18 лет тяжёлых и продолжительных дискуссий, после прорывов фронта и вынужденных отступлений, мы — учителя лицея КОВЧЕГ — подписали Договор: «Со следующего года мы не ставим пятибалльных оценок с 1 по 6 класс включительно».
Родители с нами согласились…

* * *
Представьте картину: компания на грани банкротства. Руководство предпринимает какие-то телодвижения, но рабочие ничего не делают.

На работу, правда, ещё ходят, но ничего не делают. Менеджеры постоянно что-то обсуждают, пишут планы и отчёты — а рабочие ничего не хотят.

И вот приходит в компанию специалист по антикризисному управлению. Что делать и с чего начать? Ясно, что не работает система мотивации. Надо сделать так, чтобы рабочие хотели работать, видели результат своего труда, были заинтересованы в повышении производительности…

Понятно, разговор про Школу.

Пятибалльная система не работает, это признают даже «спецы» с тридцатилетним стажем. Нужна другая система мотивации.

Мы придумали такую систему. И назвали её «МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ».

Я не могу сказать, что на третий день произошло чудо и все двоечники встали на ноги. Но дети оживились: другое выражение лица, другие глаза и улыбка. Появился азарт: можно я возьму задание посложнее, а я это тоже смогу сделать. И это в средней школе, когда, казалось бы, ничем их уже не поднимешь…

Итак, коротко, в три строчки:
Маршрутный Лист — список заданий разного уровня сложности; если ученик хорошо выполнил задание, учитель ему говорит «хорошо», если плохо — говорит «в следующий раз».
Всё. И никаких пятибалльных оценок!

* * *
«Это уравниловка, — говорят школьные учителя, — есть работа простая, а есть сложная, и что ж, всё — хорошо?»
Хорошо, давайте внесём уточнения. Выделим несколько уровней сложности — допустим, три уровня. Не вдаваясь в конкретику двенадцати школьных предметов:

1 уровень — задания по образцу, «услышал — повторил», пересказ, решение простых задач, ответы на самые простые вопросы;
2 уровень — умение применить знание в другой ситуации; умение сравнивать, видеть общее, высказывать предположения;
3 уровень — это так называемые «нестандартные задания», на которые нет очевидного ответа, для решения которых нужно
построить в голове сложную комбинацию из знаний, полученных, возможно, по разным школьным предметам; задания, требующие порой догадки, «озарения».

Итак, в рамках учебной темы мы выделяем задания разных уровней — разных level’ов, чтобы было понятно детям. И за выполнение каждого задания они получат долгожданную оценку(!) — которая в нашей школе выражается словом «хорошо».

Важно, что уровень работы всегда определён заранее, и учитель никогда не оценивает: ни ученика, ни его работу. Он просто говорит: «Да, ты справился с этой работой (первого, второго или третьего уровня сложности)» или «Нет, ты не справился, в следующий раз».
Только «да» и «нет».

* * *
ДЛЯ УМНОГО РОДИТЕЛЯ
Посмотрим на всё это глазами родителей — собственно, оценка и ставится для них.

Например, история.
Тема — Древний Египет.

Виды работ и уровни:
Смотреть фильм и делать записи *
Обсуждение фильма **
Прочитать учебник, ответить на вопросы **
Заполнить контурную карту *
Задать свои вопросы ***
Выполнить тест *
Подготовить рассказ по энциклопедии **
Рассказать родителям о пирамидах ***
Написать текст для газеты **
Набрать текст на компьютере *
Нарисовать картинку для газеты **
Защита проекта ***

Допустим, тема длится 6 уроков. За 6 часов — 12 работ, напротив каждой отметка (!) — «Да» или «Нет».
Разве этого недостаточно для умного родителя?

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
lugermaxotto
Apr. 13th, 2015 01:38 pm (UTC)
А "предложить список литературы"?
lad_ia
Apr. 13th, 2015 06:57 pm (UTC)
Уф. Наконец-то я увидела пример адекватной, творческой и мыслящей педагогики. Такой, когда дети действительно учатся, а не набираются страхов получить оценку и попасть в разряд лузеров.
Правда, тут ещё нужны творческие родители, у которых хватает не только денег, но и времени на своего ребёнка )))
angmarsky
May. 31st, 2015 08:38 am (UTC)

Спасибо за открытое распространение методик: с удовольствием читаем и образовываемся! Практично, просто, интересно!
Многое берем для себя в занятиях с детьми и это работает!

rustam_kurbatov
May. 31st, 2015 05:42 pm (UTC)
Спасибо и Вам! Пусть все будет "на здоровье"
вам и детям.
( 4 comments — Leave a comment )