?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ТЕСТ И ТЕКСТ

(без названия)

Традиционная школа завершается тестом. Нетрадиционная – текстом. Одна буква, а какая разница!

Тест. Дело не в крестике напротив правильного ответа. И диктант, и обычная задача, и пересказ: устный или письменный; и рефераты, и всякие развернутые ответы – всё это тест. Всё, предполагающее однозначность, недвусмысленность, так-а-не-иначе. Тест – в буквальном переводе на русский – проверка, проверка знания. Надо ж проверить, все ли знания дошли до головы учащегося – чтоб без всяких усушек и утрясок!

Ничего нет лучше теста! Просто, честно, объективно. Тест – это школьное воплощение технократического духа цивилизации. Как штрих-код в супермакете. Бжик-бжик – готово, кто следующий? Единый экзамен – это частный случай общего желания всё измерить, посчитать, стандартизировать.

Текст. Не узко – литературный, а в широком смысле – как любое выражение себя. Проверка не знания, а нашей реакции на знание, умения думать, мышления. Результат столкновение своего и чужого, здравого смысла и странного, привычного и непонятного. Текст – это выражение себя, но не прежнего, а уже другого, после столкновения.

Новый способ решения задачки по метематике, текст «от себя» на уроках русского языка, литературное или историческое эссе, маленькое исследование на уроках естественнонаучного цикла, говорение и письмо на иностранных языках.

Текст – штука необъективная, не тест какой-нибудь. Тут невозможна обычная оценка. Ну и хорошо…

Самое важное и ценное в тексте – то, что можно было б оценить, – это движение мысли, попытка найти ответы и новые, собственные вопросы. Это не то «прочное знание», которым гордится школа и мерит его тестом – а, скорее, состояние не-доумения и не-понимания. Можно было б назвать это ЖИВЫМ ЗНАНИЕМ.