?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ВАМ МАТ, ГРОССМЕЙСТЕР!

AA0X8427 В старой школе было всё просто: «Сегодня к доске пойдет...» Три-четыре ученика у доски за урок, еще столько же – на первой парте, опрос на листочках, остальные – сидят и слушают. Порядок!

К доске? Письменный опрос? Все сидят и слушают? Это невозможно, это противоречит нашим принципам… Никаких монологов у доски – мы будем говорить со всем классом! Это не «фронтальный опрос», нет! Это – беседа. Просто мы беседуем с классом…

И если учитель наделен такими качествами, как хорошая реакция, чувство юмора, артистизм – все идет хорошо: и ученикам нравится, и ему не надо стучать указкой по парте.

Но, вместо ответов и мыслей - отрывки фраз и междометия. Вместо беседы с классом – обмен репликами с тремя-четырьмя наиболее реактивными учениками (какой учитель выдержит напор, когда он весь урок тянет руку и кричит: «Можно я»?) Что делать другим ученикам? Не слабым – а другим: медленным и неуверенным?

Говорить с двадцатью человеками сразу невозможно – это нарушение законов психологии. Но учитель, представляя себя Ботвинником на сеансе одновременной игры, делает это…

- Вам мат, гроссмейстер!

Мы отказались от традиционного опроса, как метода, не совместимого с идеалами гуманной педагогики, - а так называемая «беседа» оказалась лишь пародией на содержательный разговор. Мы хотели вырваться на свободу – а нас зажали два этих монстра: Монолог у доски и Фронтальный опрос.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
naranja_naranja
Feb. 12th, 2015 03:34 pm (UTC)
Есть еще много интересных вариантов организации. К примеру, сначала посмотреть-прочесть отрывок информации по теме, желательно спорный, затем устраивать дебаты по вопросу и всем раздавать роли: этот придумывает аргументы, этот их формулирует четче и записывает, этот выступает с ними, этот готовит контраргументы. При этом понятно, что работают обе команды вместе, но распределение ролей не дает никому засидеться. А преподаватель летает между обеими командами, задает провокационные вопросы, подчеркивает какие-то моменты, ставит что-то под сомнение. И плюс ребята от обеих команд выступают с аргументами и контраргументами и затем дискутируют по теме. А затем дома выражают уже свою - сформировавшуюся в процессе обсуждений - позицию. Тут уже не важно, за что была команда - каждый пишет свое.
А еще можно делить класс на группы, причем с таким условием, чтоб опять же в группе были распределены роли: идеи высказывать и обсуждать могут все, но при этом этот записывает, этот подводит теоретическую базу, этот выступает перед всем классом. И еще парная работа. И проекты. Но этому тоже надо учить, конечно, сразу не получается часто. Но все же больше шансов, чем при фронтальной дискуссии, дать высказаться и подумать всем.
( 1 comment — Leave a comment )