?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



«Выпрямили спинки, руки перед собой, слушаем учителя…» - привычная картина.  Школа!

Чего хотелось бы? Кто-то тихонько читает книжку, кто-то пошел куда-то… то ли в компьютерный кабинет, то ли в библиотеку. Каждый занят своим делом и не мешает другому. Как в мастерской.

Как перейти от первого состояния ко второму? Как разрушить строй?

Четыре года назад я думал, что надо сразу всем «дать свободу»: хочешь смотреть фильм – смотри; хочешь идти в читальный зал – иди.  И это было левацкой ошибкой.

Стас, 6 класс, получив «волю», катается весь урок на стуле на колесиках в компьютерном кабинете, хохоча и размахивая руками,  – радуется… Алена, тот же класс,  забившись в угол: «Ничего я не хочу, скажите конкретно, чего мне делать» - почти плачет… А отличник Глеб, распластавшись на парте, стонет, что он ужасно устал, что он ничего не хочет, только спать  - и рисует какие-то каракули на листочке…

- Дети, вы можете делать то, что вам интересно… Дети, ну вы можете… Дети…

Но большинство детей  чувствует себя нормально в обстановке жесткого порядка – жесткого строя. Они любят «строгих учителей». Там, на нормальных уроках,  они послушны и работоспособны. Стасик сидит как первоклассник и поднимает руку, Алена решает математические задачи третьего уровня сложности, Глеб…  Глеб – отличник, как было сказано.

Шоковая терапия не прошла...

+++

Пятый класс. Катя  и  Лиза опаздывают на каждый урок. Слова, уговоры, разным тоном сказанные, не помогают - приходят на пять минут позже, доедая булку. (Ну, признаемся, и со взрослыми так бывает)

Делать что? «Странный вопрос, - скажет нормальный учитель, - а на что дневник? Пара замечаний, может дело даже и не дойдет до порки дома… Просто родители поговорят как следует…»

Прохор. Этот не опаздывает, нет. Но природе своей – скажем мягко,  необузданной -  молчать на уроке не может. И опять же, нормальный учитель: «Как это ребенок не может молчать, чему в первом классе научили…. Пресечь надо сразу». Не знаю: сечь или пресечь, много есть способов сделать, чтобы  ученик «строй держал».  Сам я семь лет в школе служил, и не то что, не могу, но как-то не хочется.

+++

Неужели нельзя без этого «раз-два-раз»?

Каждый ребенок хочет быть взрослым. Так вот, нашей наградой  за умение «быть самостоятельным»,  будет признание его «взрослости».

- Дети, по пятницам у вас будет День Рождения. И вы будете получать подарки… Ну не все, конечно, ну посмотрим…

- ???

- Так вот, сегодня вторник, и  вы еще дети. Но те из вас, кто научится до конца недели делать три вещи, могут считать себя взрослыми….

- ???

- Приходить вовремя на урок, держать в порядке папку с листами (они у нас вместо тетради), и не выкрикивать с места…

- А подарки?

- Вы становитесь взрослыми и получаете три взрослых права: право сидеть с кем хочешь, право самостоятельной проверки своих работ и право без спроса, как захочешь,  выходить из класса на 5 минут…

- В туалет?

- В туалет…

Взрыв хохота, переходящего в  бурные аплодисменты.

Вот счастье, вот права!  Ради такого  можно и постараться.

Чувствую, как кипит возмущенный разум нормального школьного учителя: свобода ходить без спроса в туалет…  Чем озабочен этот учитель… У нас и так дети на урок не опаздывают, и тетрадки ведут…

Что ж, преклоняюсь перед вашим мастерством, дорогие коллеги. А у меня опаздывают, и булку доедают.

Право выходить из класса без спроса по нужде имеет, кроме прочего, и  глубокое философское значение.

С чего начинается Школа? С приучения ребенка к тому,  что пИсать нужно  не тогда, когда хочется,   а  когда разрешено, то есть на перемене. Следовательно, если  человек может справлять нужду тогда, когда ему нужно – это уже не Школа…

+++

Что ж,  свободе и самостоятельности надо  учить – как учат математике и чистописанию. Потому что люди, увы, свободными не рождаются – а становятся.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
karatunov
Feb. 7th, 2015 06:10 pm (UTC)
А как вам такой принцип - можно все, но если ты готов столкнуться с последствиями. Последствия заранее известны и обойти их нельзя. Хочешь выйти в туалет на уроке - оплати это. Чем оплачивать это отдельный разговор.Очень хотелось бы поговорить с вами на тему самостоятельности и ответственности.
( 1 comment — Leave a comment )