?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Смеюсь ergo sum

История с Шарли Эбдо разделила российское общество на две части: половина граждан считает, что карикатуристы сами виноваты: конечно, убивать людей нехорошо, но не надо ж было провоцировать и оскорблять чувства; другая половина откровенно злорадствует: вот, французы, сами виноваты со своей мульти-демократией, как результат - понаехали всякие в наш город Париж.


Много моих знакомых, людей вполне приличных и интеллигентных, высказываются в духе «не надо оскорблять чувства», что вообще-то объяснимо. Русские люди добрые по природе своей: нас учили, что нехорошо обижать других людей и не на до смеяться над тем, что дорого кому-то и свято. И поэтому, с точки зрения обыденного смысла, не надо рисовать неприличные картинки на Пророка и Святую Троицу.

Провел тут небольшое исследование, так сказать, на лестничной клетке, задав один вопрос: Можно ли рисовать карикатуры на Пророка? И получил почти стопроцентное: не надо трогать и оскорблять. И только один респондент смело и уверенно ответил: Можно! Готов уже был броситься на шею соседу своему, удивившись его свободолюбию и независимости суждения, но тот продолжил: Можно и нужно рисовать на них всё, потому что понаехали сюда и скоро погибнет наша Европа под натиском их орд…

И вот, для меня как для учителя, есть две педагогические задачи: первая – объяснить, почему можно рисовать карикатуры (по крайней мере, с точки зрения французов); вторая – объяснить, почему мусульмане не представляют никакой угрозы «цивилизованной Европе».

Начнем с первой. Для француза карикатура на власть – что политический анекдот для русского. Как можно было запретить нашему человеку «той эпохи» не рассказывать анекдоты на Брежнева и Хрущева? Власть – на то и власть, чтобы над ней смеяться! Да, в нашей стране не сложилось традиции рисовать шаржи на первых лиц, но анекдоты еще как «оскорбляли чувства» тех, кого надо. Карикатуристы Шарли Эбдо – студенты рядом с безымянными авторами наших анекдотов. Если на Генсека даже в те мрачные годы можно было, что ж на Троицу и Пророка нельзя? Скажете: то гражданская власть, а то святыни и чувства…

Гостил однажды у коллег, французских учителей, на острове Олероне, там, где Форт-Боярд виден , - людей левых взглядов, если не испугает, анархо-синдикалистов; на стенках портреты какого-то дядьки в папахе, оказалось Батьки Махно, на подоконнике – книжка с картинками. Называется «Ни Бога, ни Хозяина»: карикатуры на евангельские темы. «Дева Мария во плоти была взята на небо» - и картинка: толстая баба в корзине и дюжина ангелов тянут со всех сил. «Фу, - подумал, - похабность какая, зачем же так…»

Теперь я могу объяснить, зачем. Церковь для французов, по крайней мере, для «французских левых», а Шарли Эбдо выражает взгляды именно этой части граждан, церковь – это та же власть. Может, даже власть еще в большей степени. А над властью надо смеяться: надо и для граждан, и для нее самой!

Нравится нам или не нравится, можем мы это понять или нет – но для французов возможность смеяться над властью: светской и религиозной – это даже больше , чем свобода и права – на этом строится и держится вся их культура, вся жизнь. Без этого нельзя – без этого они перестанут быть французами и европейцами.

И мусульман никто в этой стране не обижает и чувст их не оскорбляет: просто к ним относятся как к равным. «Вы - такие же, как и мы, и у нас общие ценности» , - говорят им «коренные французы».

И если уж говорить об «европейских ценностях», то первая из них – это возможность думать над самими основами бытия, не принимая ничего на веру и на слово, право на сомнение по поводу любых «традиций» и «авторитетов». И, пусть нам это кажется странным, право на смех.

Я смеюсь, следовательно я существую.

Comments

(Deleted comment)
rustam_kurbatov
Jan. 27th, 2015 04:14 pm (UTC)
спасибо, старался