?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Смеюсь ergo sum

История с Шарли Эбдо разделила российское общество на две части: половина граждан считает, что карикатуристы сами виноваты: конечно, убивать людей нехорошо, но не надо ж было провоцировать и оскорблять чувства; другая половина откровенно злорадствует: вот, французы, сами виноваты со своей мульти-демократией, как результат - понаехали всякие в наш город Париж.


Много моих знакомых, людей вполне приличных и интеллигентных, высказываются в духе «не надо оскорблять чувства», что вообще-то объяснимо. Русские люди добрые по природе своей: нас учили, что нехорошо обижать других людей и не на до смеяться над тем, что дорого кому-то и свято. И поэтому, с точки зрения обыденного смысла, не надо рисовать неприличные картинки на Пророка и Святую Троицу.

Провел тут небольшое исследование, так сказать, на лестничной клетке, задав один вопрос: Можно ли рисовать карикатуры на Пророка? И получил почти стопроцентное: не надо трогать и оскорблять. И только один респондент смело и уверенно ответил: Можно! Готов уже был броситься на шею соседу своему, удивившись его свободолюбию и независимости суждения, но тот продолжил: Можно и нужно рисовать на них всё, потому что понаехали сюда и скоро погибнет наша Европа под натиском их орд…

И вот, для меня как для учителя, есть две педагогические задачи: первая – объяснить, почему можно рисовать карикатуры (по крайней мере, с точки зрения французов); вторая – объяснить, почему мусульмане не представляют никакой угрозы «цивилизованной Европе».

Начнем с первой. Для француза карикатура на власть – что политический анекдот для русского. Как можно было запретить нашему человеку «той эпохи» не рассказывать анекдоты на Брежнева и Хрущева? Власть – на то и власть, чтобы над ней смеяться! Да, в нашей стране не сложилось традиции рисовать шаржи на первых лиц, но анекдоты еще как «оскорбляли чувства» тех, кого надо. Карикатуристы Шарли Эбдо – студенты рядом с безымянными авторами наших анекдотов. Если на Генсека даже в те мрачные годы можно было, что ж на Троицу и Пророка нельзя? Скажете: то гражданская власть, а то святыни и чувства…

Гостил однажды у коллег, французских учителей, на острове Олероне, там, где Форт-Боярд виден , - людей левых взглядов, если не испугает, анархо-синдикалистов; на стенках портреты какого-то дядьки в папахе, оказалось Батьки Махно, на подоконнике – книжка с картинками. Называется «Ни Бога, ни Хозяина»: карикатуры на евангельские темы. «Дева Мария во плоти была взята на небо» - и картинка: толстая баба в корзине и дюжина ангелов тянут со всех сил. «Фу, - подумал, - похабность какая, зачем же так…»

Теперь я могу объяснить, зачем. Церковь для французов, по крайней мере, для «французских левых», а Шарли Эбдо выражает взгляды именно этой части граждан, церковь – это та же власть. Может, даже власть еще в большей степени. А над властью надо смеяться: надо и для граждан, и для нее самой!

Нравится нам или не нравится, можем мы это понять или нет – но для французов возможность смеяться над властью: светской и религиозной – это даже больше , чем свобода и права – на этом строится и держится вся их культура, вся жизнь. Без этого нельзя – без этого они перестанут быть французами и европейцами.

И мусульман никто в этой стране не обижает и чувст их не оскорбляет: просто к ним относятся как к равным. «Вы - такие же, как и мы, и у нас общие ценности» , - говорят им «коренные французы».

И если уж говорить об «европейских ценностях», то первая из них – это возможность думать над самими основами бытия, не принимая ничего на веру и на слово, право на сомнение по поводу любых «традиций» и «авторитетов». И, пусть нам это кажется странным, право на смех.

Я смеюсь, следовательно я существую.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
rustam_kurbatov
Jan. 27th, 2015 04:14 pm (UTC)
спасибо, старался
parlonsfrancais
Jan. 27th, 2015 11:39 am (UTC)
Текст хороший и со многим соглашусь.

Я вижу это так:

1) для Европы свобода является базовым принципом, но с существенной оговоркой: "моя свобода размахивать руками кончается там, где начинается нос другого человека".

2) можно долго спорить о границах приличия карикатур, но многие "защитники" свободы говорят, что мусульманам достаточно "переключить канал", и не читать журнал, тогда не будут оскарбляться их святыни.
Я думаю иначе:
а) стоит различать шутки, которые "оздоровляют" и просто вымещение злобы (иногда, как следствие комплексов);
б) в шутках с близкими мы выбираем степень "солености", чтобы не обидеть их;
в) для некоторых интерес к вещам, которые не касаются их напрямую (верования и предметы поклонения другого человека): оставьте Мохамеда в покое, это личное дело верующих, и если есть фанатики, которые прикрываются Мохамедом, то надо уметь отличать одних от других, иначе получается всех мажут одним миром (да и обыватель редко разбирается, что там глубоко хотел сказать карикатурист).

3) убийство карикатуристов Шарли Эбдо: есть террористы (не важна их национальность, можно вспомнить Брейвика), для которых "акция" явлется средством "самовыражения", т.е. им неважно какой терракт, но лучше "погромче".

4) Опять же, надо разбираться, было ли тут желание (цель) умалить свободу слова, или просто больные на голову люди неадекватно среагировали на не самые приличные выходки других.

5) Судя по тому, что тираж газеты был не таким уж большим, то французы не едины в своих ценностях. Сейчас, покупая журнал миллиоными тиражами, они выступают против убийства. Это другая история.
( 2 comments — Leave a comment )