?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

УРАВНЕНИЕ БЕЗ КОРНЕЙ

AA0X0155
В школе все мы решали уравнения. Это были специально составленные уравнения, и всегда можно было найти решение. Но в жизни бывают уравнения без решений — без корней.
Мне всё больше кажется, что сама Школа — это уравнение без корней.
Левая половина не равна правой ни при каких значениях. С одной стороны, выполнение государственной программы, всех этих ЕГЭ и ГИА — того, что Оно, государство ждёт от нас. С другой — понимание, что такое настоящее образование, здравый смысл; любовь к детям — в конце концов.
В чём смысл этого самого образования с обычной, не министерской точки зрения? Желание видеть ребёнка здоровым, умным, добрым.
Счастливым человеком.
Проектный метод, новые учебники, интерактивные доски, уроки-погружения — ни при каких значениях этих переменных уравнение не сходится. Нет корней.
Выполнять государственную программу — не профессионально.
Всё равно, что лечить таблетками строго по инструкции, зная, что применение препарата вызовет лет через десять тремор и склероз сосудов.
Одно из двух: или любить ребёнка — или выполнять государственную программу.


***
Что ж делать? Ясно, что государство от своего не отступится. Ну хорошо, Единый экзамен — так Единый экзамен. Пусть только оно чётко озвучит свои претензии: что, по его мнению, должен знать выпускник школы. И пусть проверяет нас строго — но проверяет результат, а не процесс. Не требуя поурочных планирований и не сличая записи в журнале с рабочей программой курса, а её — с примерной программой, опубликованной в Вестнике образования. Ну нельзя же, в конце концов, контролировать и процесс и результат. «Надо определяться», — как говорил Михаил Сергеевич Горбачев.
Выделим в выпускных классах на предметы, по которым существует ЕГЭ, столько часов, сколько нужно: два-четыре-шесть… И будем готовить, тренировать, натаскивать… Поставим каждому выпускнику компьютер с программой по подготовке к ЕГЭ и научим его как зайца стучать по клавиатуре.
Богу — Божье, а кесарю — кесарево… Стандарт-то какой? Государственный? Так и выполним его для государства.
Но остальное время — будем честно работать. Не думая ни о какой Программе — делать интересные дела, решать головоломные задачки, смотреть фильмы, беседовать с людьми, писать тексты, читать хорошие книжки, ездить на экскурсии, ставить опыты… Как много можно в школе делать вещей интересных и полезных! И, что примечательно, эти слова почти синонимы: всё, что по–настоящему интересно для ребёнка — полезно для его развития.
Будем спокойно и тихо работать, делать своё дело, а перед экзаменами — готовить детей к экзаменам.

***
Это требует и от нас, и от родителей, скажем громко, гражданской позиции. Не бояться сказать, что мы хотим учить и воспитывать своих детей тому и так, как мы считаем нужным. И взять на себя ответственность.
Это нехоженый путь, не шоссе государственной программы, и никто не даёт гарантий. Может, будут ошибки, может, заблудимся, даже — зайдём в тупик. А кто может дать гарантии в деле воспитания ребёнка?
Кто знает, что получится из этого ангелоподобного существа, которое смотрит на нас со своей шестилетней фотографии?
Но хуже не будет.
Сказать: «Я буду учить и воспитывать своего ребёнка не по государственной инструкции» — гражданский поступок, как выйти на площадь или поставить подпись под письмом протеста. Не все на это способны.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
astra_nat
Jan. 22nd, 2015 12:29 pm (UTC)
Согласна с Вами. То, что сейчас пытаются сделать единообразный шаблон, карать за отступление от шаблона - это ужасно
natalyoha
Jan. 23rd, 2015 11:04 am (UTC)

Рустам, а как можно у Вас поучиться? Я мать троих детей, сама с философским образованием и магистерской степенью в социальной работе и карьерой в международной компании, сделала выбор в пользу своих детей и хочу, чтобы они учились не в носударственной школе. И тут понимаю, что если не сама такую открою, то будут учиться в обычнрй школе. А у самой специальных знаний не достаточно. А Ваш подход тае близок!

( 2 comments — Leave a comment )