?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

НАДО ЧАЩЕ ВСТРЕЧАТЬСЯ

AA0X8521

В области менеджмента, в отличии от педагогики, я сам ничего не придумал (шутка). Всё, что знаю, - это из «глупых американских книжек» по управлению, еще из того, что видел своими глазами во французских школах.
Был в гостях под Парижем, во французской школе, куда пришла директор, вдохновленная идеями Селестена Френе. Через три года по этим методикам стал работать почти весь педагогический коллектив.
Что она делает? В своем кабинете не сидит. (Да и кабинета-то почти нет). Она работает вместе с учителем в классе. Директор, учитель – 30 человек. Никакой теории. Никаких общих разговоров. Взрослые - ведь они, как и дети, не любят всего этого. Хватит обсуждений и совещаний! Идем в народ. То есть – в класс. Пускай директор идет и работает вместе с учителем.
Я не видел ни одного учителя, который сопротивляется и не пускает на урок. Не все, конечно, зовут и радостно улыбаются. Все согласны.
Если хочешь кого-то научить – научись сам и работай вместе.
* * *
В нашей школе учителя не пишут ни отчетов, ни планов. Мы отменили весь внутренний бумагооборот. Не из человеколюбия. Не из-за того, чтобы сэкономить рабочее время учителей. Нет. Бумажный оборот приучает совершенно к другому стилю «мышления». К обороту слов и фраз, ничего не обозначающих. Учитель, говорящий на таком языке – это очень грустно.
Поэтому – никаких планов и отчетов, все только устно. Но и это еще не все.
* * *
Педсоветы. Они должны уйти в историю, как пленумы ЦК КПСС. Педсоветы - это мы все прекрасно понимаем, не место для дискуссии. Все знают, чем заканчивается педсовет. Обсуждением «любимого ученика» - некоего двоечника. О чем бы ни говорили - о государственной политике, о ЕГЭ, о распределении нагрузки - заканчивается этим двоечником. Неизбежно. Как магнит тянет. Потому что очень нужно высказаться.
В этом есть большой положительный смысл педсовета: люди высказываются. О двоечнике. Но не больше.
* * *
Что предложить взамен письменному обороту и пленарным заседаниям? Регулярные, раз в неделю, встречи с учителями – небольшими группами, по семь-восемь человек.
Знаю, что некоторые коллеги скажут: «Только не это». «Раз в неделю! – воскликнула методист гороно, когда услышала про это в первый раз 15 лет назад, - пожалейте своих учителей».
Никакой жалости. Школа, которая работает в стандартном режиме, может позволить себе один педсовет в четверть. Для школы, которая ищет – раза в неделю бывает мало. Нужно чаще.
Два вопроса на этой встрече. Что у нас получается, и что не получается. Очень трудно. Чтобы сказать, что не получается, каждый должен научиться видеть свои маленькие проблемы (провалы). Пускай лучше сам себя ругает, чем директор. Если учитель в состоянии увидеть эту проблему, все хорошо.
Если получается чуть-чуть себя похвалить – это очень приятно, и с этого надо начинать. А потом уже говорить о провалах.
В любом учебнике по менеджменту говорится, что руководитель должен делегировать, делегировать и еще раз делегировать. Должен. Но не проведение этих встреч. Я пытался поручить это заместителям – не получается. Это единственное удовольствие, в котором я не могу себе отказать. Это – главный рычаг управления школой.
…Открывается дверь. Заглядывает коллега и говорит жалостливо-жалостливо, как ученик в надежде, что отменят урок:
- Рустам Иванович! Сегодня совещание будет?
- Совещания – не будет.
Довольная, ушла.
Было, на самом деле. Только не совещание, а собрание. Казалось бы – велика разница. Мелочь. Но за мелочами, как известно, часто скрывается что-то важное.
…Самое мучительное время для директора - интервал между первым и последним, пришедшим на собрание. Не знаешь – начать или ждать. Сердце бьется учащенно эти 5-10 минут. Что делать?
Применил принципиально другую технику. Забиваюсь в угол своего кабинета, а директорское кресло оставляю последнему пришедшему. И силой его туда усаживаю. Действует. Среднее время опоздания снизилось с 15 до 2 минут.
Конечно, должны быть иерархические структуры, должны быть заместители – передача полномочий и прочее. Но, как говорят британские ученые – при любой передаче информации половина ее теряется. Если между руководителем и главным сотрудником – а в школе это учитель – есть промежуточные звенья, потеряется не половина информации, а три четверти. Школа, которая хочет меняться, должна отказаться от бумаг и педсоветов, и перейти к работе в режиме реального обсуждения проблем.
Короче – надо чаще встречаться.