?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В последнее время модным в школе становится слово «проект». А где проект — там и «продукт». И пошло-поехало: вместо триединой задачи урока из учебника Пидкасистого — разговоры о мысле-деятельностном обучении и метакомпетенциях.

Что может быть результатом проекта, например, на уроках истории? Дырка в линолеуме...


Каждая тема заканчивается так называемой Защитой. Проекты длятся недолго: 8-10 уроков (Если они растягиваются на полтора-два месяца — то к концу уже забываешь, с чего начали).

Итак, последний урок темы — защита проекта, как правило, перед учениками другого класса: старшие идут к маленьким и наоборот.

Это называется Десант. Слово прижилось так хорошо, что вовсю пошел процесс словообразования: «Вчера мы десантировались в 4 класс...»

Перемена «до»: газета подмышкой, камера со штативом в руках — быстрей, у нас сейчас десант, идем в третий класс... Перемена «после»: ну вот, наша группа опять не успела, но третьеклассники слушали хорошо и на вопросы отвечали, вот в следующий раз...

Десанты лучше олимпиад, турниров и конференций. Там главная идея — выбрать отличника из отличников. Здесь — другое. Рассказать другим, что сделал, что узнал, что получилось. Это лучше и глубже всех конкурсов и Гран При. Научиться, чтобы научить других. Найти, чтобы рассказать другим. Десанты — очень настоящая вещь!

И уж конечно, Десанты лучше контрольной работы. Если их делать на хорошем уровне: строго и серьезно, контрольные работы не нужны. Контрольная работа как Праздник...

Время Десанта и класс, в который пойдут — всё это известно на первом уроке темы. Обсуждение с детьми: как лучше сделать, как подготовиться, кому это будет интересно. На стене висит большой лист ватмана — График Десантов. И учитель, обсудив с классом творческие планы, берет маркер и «бросает перчатку»: когда и в какой класс.

Самые сильные десанты — когда маленькие идут в среднюю школу.

Все, что получилось показываем ученикам другого класса.

Например, на уроках истории...

Газета! Большая, размером в ватман, с картинками; текстами, написанными от руки или иногда напечатанными на компьютере. Газета — самый простой и проверенный вариант! Триумфально идет в начальной школе. В средней — дети тоже рады бы, но времени не хватает. Не знаю, почему дети любят газеты. Можно только предполагать (предположить): возможность рисовать, разговаривая при этом с друзьями, возможность напечатать текст, или просто размер листа ватмана впечатляет... На стенах, пережив три косметических ремонта, висят газеты, которым уже пять лет: о пустынях, о драконах.

Лучше Газеты только Исторический Спектакль! Лет девять назад на уроке восьмиклассники изображали двух средневековых рыцарей, которые должны были явиться на поединок в полдень, но никто точно не знал, когда наступает этот полдень (часов-то не было), что закончилось судебным разбирательством... Рыцари, как положено, были на лошадях (стульях), играли с чувством: в линолеуме образовались дырки от лошадиных копыт. Сцену с рыцарским турниром засняли на пленку, но кассета, увы, пропала — а дырки остались.

Вот и получилось, что дырка в линолеуме — настоящий «образовательный продукт» этого проекта по истории!

Снять Научно-Популярный Фильм — ну, как BBC или National Geografic... Каждый выступает перед камерой с коротким рассказом на свою тему. Немножко страшно поначалу, но азартно! От пятиклассниц слышал: «Вы только точно скажите, когда съемка будет. Ну... чтобы одеться, причесаться»

Круглый Стол. Класс делится на две группы: «те люди» — греки, китайцы, египтяне и «мы» — мы, сами по себе. Пятиклассники организовали Круглый стол «по проблемам строительства египетских пирамид». Одни возмущались, что нехороший фараон согнал 100 тысяч людей строить ему надгробный холм, другие в ответ, опираясь на текст «Речений Ипусера», рисовали картины возможных ужасов, которые ожидают Египет в случае ослабления власти фараона... Видеокассета — на полке!

Список этот бесконечен. А когда учитель вдруг почувствует, что его фантазии не хватает, то можно, в конце концов, спросить детей...

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
chepuhovinka
Dec. 18th, 2014 05:04 pm (UTC)
Прямо завидки берут, как вы прекрасно живете...)
redmassacre
Dec. 20th, 2014 05:37 am (UTC)
спасибо, очень позитивно
( 2 comments — Leave a comment )