?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Шаг влево, шаг вправо

Если когда-нибудь в нашей стране что-то начнет меняться, то перед молодыми реформаторами встанет вопрос: А что с ней делат-то, со Школой? И вообьще, можно ли с ней что-нибудь сделать?

Два маленьких соображения, очень простых: чуть больше денег и чуть больше свободы.

Про первое  не буду подробно:  повышение зарплаты учителям - это как-то общее место. Главное здесь не то даже, чтоб "жить лучше было", нет: высокий уровень зарплаты нужен, чтобы в школу пришли другие люди.

Второе предложение – наверное, еще более смешное - дать нам чуть больше свободы. Главное, что это «чуть больше» не потребует ни рубля федерального бюджета, а, напротив, сэкономит много денег.

В чем это «чуть больше»? Ну, хотя бы в отмене всяких бесконечных планирований: тематического, поурочного, календарного… Пусть будет программа: на полстраницы по объему, с перечнем обязательного материала, - пусть будут критерии выполнения и способы контроля. Но не надо расписывать всё по часам, не надо планировать уроки апреля в начале сентября.

Больше всего учителей в школе раздражает ложь. Эти планирования – ложь по определению. Хороший учитель никогда не будет выполнять свою поурочную программу – всё зависит от класса, настроения, погоды…

Государство с нами – как с маленькими детьми. Хочет проверить каждый час, каждый шаг, каждую букву. Час влево, час вправо – государственное преступление. Не надо. Мы уже большие. Решите, что проверять будете: процесс или результат? И то, и другое слишком дорого. И уж если нужно проверять – так пусть результат.

Я не рассказываю скандинавские сказки, где, говорят, вообще нет инспекций и о работе школы судят по результатам ее выпускников. Такого у нас не будет, понимаю. Но пусть хотя бы не заставляют обманывать инспектора, ребенка и самого себя – когда в журнал пишешь одно, а на уроке делаешь другое.

Понимаю, что второе предложение – еще более фантастическое, чем первое. Бумаги – это проявление власти. Потребовать бумагу – это значит установить властные отнрошения. Определить, кто тут начальник. А вопрос власти серьезнее вопроса денег.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
janemouse
Dec. 13th, 2014 06:29 pm (UTC)
Вот-вот, я даже если запланирую хороший план на четверть,
на урок - всё равно план может измениться на ходу,
потому что погода не та - и дети пришли буйные,
или потому, что перед уроком говорили о динозаврах, да мало ли причин!
Получается с этой отчетностью полная ерунда...
test_life
Dec. 14th, 2014 08:23 am (UTC)
// высокий уровень зарплаты нужен, чтобы в школу пришли другие люди. //
и ещё высокий уровень зарплат позволит учителю "жить" школой. Иначе учитель по окончании рабочего времени имеет очень насущную задачу - выжить. Эта задача частенько борется с задачей "учить".

Впрочем с задачей "учить" часто борются задачи "отчёт", "план", "обязательно-добровольные проЭкты", "как зработать на этом компе? и где интернет?!"
nikolkakrakatuk
Dec. 14th, 2014 09:44 am (UTC)
Как же точно все то, что вы пишите!
Ведь столько интересных вопросов "не по теме" возникает по ходу урока, а ты разрываешься на две части: отвечать и удовлетворять тот самый пресловутый интерес (который все призывают вызывать у детей) или выполнять план.
( 3 comments — Leave a comment )