?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Это случилось лет 80-90 лет назад, на юге Франции в Приморских Альпах, а учителя звали Селестен Френе...

Когда спрашивают: «А в чем сверхидея школы Френе?», - приходит на ум эта история о черепе крысы. Впрочем, я не совсем уверен в переводе,- может, это был череп какого-нибудь другого грызуна.

Я представляю, что бы сделал нормальный школьный учитель, если б ученик посреди урока из кармана вытащил череп дохлого животного.

Френе, как пишут его друзья, обрадовался, попросил, чтобы ученик показал череп всему классу и посвятил урок этому предмету: как называется животное, каких размеров оно, чем питается, а каких еще грызунов вы знаете…

Я не представляю ни Штайнера, ни Шаталова с черепом дохлого грызуна в руках. Может быть, Амонашвили – вообще этот великий грузинский педагог чем-то схож с Селестеном Френе. Видимо,  воздух глухой провинции у моря  и отдаленность от столицы империи – благоприятная среда для зарождения гуманной педагогики.

Мне кажется, что череп дохлой крысы – такой же символ педагогики Френе как и его знаменитая типография.

С этим черепом в класс вошла, ворвалась улица с детскими играми, делами, фантазиями – с обычным миром обычного деревенского ребенка.

Comments

sokol_inka
Oct. 17th, 2010 11:51 pm (UTC)
"Видимо, воздух глухой провинции у моря и отдаленность от столицы империи – благоприятная среда для зарождения гуманной педагогики".

Это точно. Похоже, в Израиле самая гуманная школа - в Хайфе. Та самая провинция у моря :)