?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как в семье

DSC_0080

Французские учителя, гостившие в нашей школе, были приятно удивлены двум вещам: в детском садике дети спят на подушках (во Франции подушки запрещены - вдруг дети задохнутся во сне) и тем, что у нас младшие и старшие дети знают друг друга и спокойно общаются на переменах.

«Современная школа» искусственно ранжировала детей по возрастным категориям, отделив одиннадцатилетних от двенадцатилетних…

Во всех традиционных культурах младшие жили вместе со старшими, и старшие выполняли роль помощников родителей и часто замещали их. Полезно и тем, и другим. Старшим это позволяет легче пережить переходный возраст – потому что роль помощника способствует социализации подростка, как сказали бы антропологи. А младшие, как правило, легче понимают слова и действия своих почти сверстников, с разницей в возрасте два-три года.


Успех наших «десантов», когда почти каждая тема по каждому предмету завершается уроком, который старшеклассники проводят для маленьких, очевиден.

Но можно и пойти дальше. Старшие могут не просто время от времени заходить к младшим - но и регулярно работать вместе.

Допустим, в 3 классе - мастерская по естествознанию, тема «Перелетные птицы». Восьмиклассники, два-три человека отправляются в третий класс «на работу». Понятно возражение: пропустят свои уроки, ведь мастерская длится 8-10 уроков.

Но сколько плюсов!

1. Ясно, что идут работать не все, а кто специально подготовился.

2. Идут, возможно, в класс к своему учителю начальной школы, что, конечно же, приятно и учителю и детям.

3. Работа в качестве помощника учителя (подмастерья, ассистента, вожатого) позволяет подросткам иначе посмотреть на всю школьную жизнь. Эти 8 уроков - интенсивный курс взросления.

4. В конце концов, «объяснят другим – и сами поймут».

Поэтому страхи, что раз в четверть кто-то вместо обычных уроков на 8 уроков пойдет работать помощником в младшую школу – просто страхи. Вообще, школа может быть совсем не такой, какой она была, когда мы учились…

7-9 классы – признаемся, самые провальные классы школы. Когда подростки уже переросли детское почитание учителя, но еще не доросли до необходимости готовиться в вуз. Все знают, как сложно им объяснить, зачем они учатся в школе и что они вообще тут делают.

Возможно, такая совместная работа позволит подростку посмотреть на школу и самого себя другими глазами.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
chepuhovinka
Dec. 4th, 2014 04:51 pm (UTC)
В традиционной школьной системе слишком много страхов, слишком.
saiferfan
Dec. 4th, 2014 05:55 pm (UTC)
"7-9 классы – признаемся, самые провальные классы школы."

У меня школьного опыта мало, но я бы и 6-й сюда включил. По-настоящему дети учатся в 1-4, (5-й уже постепенный спад) и в 10-11.
astra_nat
Dec. 4th, 2014 11:00 pm (UTC)
Да, 7-9-е классы самые сложные, уже не дети, но и взрослого соображения еще нет. У Вас очень интересный опыт. Сейчас, когда все урезают-объединяют-сливают-оптимизируют, как Вам удается удерживать нестандартный подход?
Успеха Вам!
( 3 comments — Leave a comment )