?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



- Звонок с урока, вы свободны.
Бррр… Кстати, а можно ли быть свободным до звонка - на уроке?

Все знают, что такое школа. Она не изменилась за последние двести лет: ровные ряды, прямо сидящие дети, поднятая рука. Возникла в индустриальную эпоху и существует до сих пор.

У нас, конечно, нет рядов с колоннами, да и в классе всего пятнадцать человек. Сидим за круглым столом. Какая невозможная роскошь! Сидеть за круглым столом с двенадцатью подростками, обсуждать книгу или фильм, просто говорить… Вот оно, счастье!

Но…Тут получил письмо от Елены Хилтунен из Финляндии. Елена Александровна, российская Мария Монтессори, пишет: под Хельсинки открыли новую школу Монтессори, ни классов, ни уроков, дети сидят в библиотеке или медиатеке, читают, слушают, каждый ведет свою тему - как бы маленькую такую диссертацию, а кто готов представить какой-то материал - подходит к учителю-консультанту и рассказывает.

Вот радикальное решение вопроса классно-урочной системы!

Я задумался. Елки-палки, 20 лет пытаемся сделать альтернативную школу, а все равно: и уроки, и звонки, и классы. А тут оно! Свободное образование! Каждый сам по себе! Ну почему у нас не так? Ну почему мы не Монтессори?

Все выходные думал, а в понедельник говорю любимым девятиклассникам:

- Значит так: не буду я больше проводить у вас общих уроков. Сейчас каждый пойдет в библиотеку, выберет себе тему, кто какую хочет, и…

- Вы что? - сказали хором девушки: Настя, Катя, Диляра и Полина, – вы что это, Рустам Иванович? Что ж мы теперь уже и не посидим за этим круглым столом?

Так как же? Как же самостоятельная работа, выбор, свобода?..

Звонок с урок прервал мои рассуждения:
- Вы свободны…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
mamochka_nata
Dec. 1st, 2014 12:55 pm (UTC)
Настороженно отношусь к такого рода школам. Какие проекты ведут самостоятельно? Это же еще дети. Ни опыта, ни знаний. Получается высасывание из пальца очередного реферата. Никакой системности. Нет лидера(учителя) за которым идти. Нет, ну конечно, когда учителя в школе - серая масса, то посидеть в библиотеке будет меньшим злом. А если учитель - интересный, глубокий человек, который может дозировано подбрасывать в интеллектуальную топку дрова? Безусловно, я выбрала бы второй вариант для своего ребенка.
А приходится выбирать домашнее образование.
janemouse
Dec. 1st, 2014 01:54 pm (UTC)
Вот и я в задумчивости,
для меня школа - это в первую очередь возможность детям встретить нескольких увлечённых взрослых,
которые могут заинтересовать и увлечь.

Самостоятельно вести проект не все взрослые могут, не говоря уж о детях...
kremposhka
Dec. 12th, 2014 06:02 am (UTC)
Жень, это было бы здорово! В реальности большинство школ не имеют таких заинтересованных людей в качестве учителей :( и это не только в России.
tver_skoi
Dec. 1st, 2014 02:22 pm (UTC)
Такая свобода, кмк, чрезмерная нагрузка и для детей (даже выбор темы может оказаться затрудненным без базовой эрудиции), и для учителя -- каково готовиться консультировать по двадцати разным проектам, при том что дети могут накопать очень специальных сведений, заведомо неизвестных учителю?
А как изучать алгебру или химию в таком режиме?
mommyrox
Dec. 2nd, 2014 12:00 am (UTC)
а почему Ковчег - не Саммерхилл, не Школа-парк, не Садберри Вэлли?
у каждой школы свои условия, в которых она сформировалась и выросла.

мексиканские кактусы не очень похожи на сибирские кедры... потому что потому.
( 5 comments — Leave a comment )