?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

239

«Ха! А учителей-то вы где найдете?» - недоумевали друзья 20 лет назад, когда мы начинали нашу школу. Тогда этот вопрос казался таким простым по сравнению со всеми остальными: как зарегистрироваться, получить лицензию, найти помещение. Теперь он таким не кажется.

Естественным ответом было бы найти других учителей и делать с ними другую школу. Но где ж их найти?

Искать молодых, не обремененных многолетним и не всегда положительным опытом школы. Да, к сожалению, педагогический опыт бывает отрицательным. Учитель – он же на уроке, шуточное дело, почти что полубог - повторяет истину несколько раз в день на протяжении многих лет. Куда ему меняться? Но видели ли эти «молодые» детей? Или только читали книжки о гуманистической педагогике?


Может, все зависит от уровня образования? Понятно, что хорошо образованный шире смотрит на жизнь, он и в состоянии к своему опыту отнестись критически, посмотреть на него с другой точки зрения. Но и это не самое главное. Часто у людей с очень хорошим образованием не получается работать в школе. Потому что еще должно быть некое «чувство детей» и умение этими детьми управлять.

Может быть, важны какие-то личные, психологические свойства? Есть люди более чуткие, восприимчивые к другим взглядам. А есть – упрямые и нетерпимые. Первые – более открыты ко всему и готовы к изменениям. Но и это не самое главное.

Так что же: образование, возраст, свойства личности? Мне кажется, здесь нужен некий внутренний, профессиональный кризис.

Знать, надо вымокнуть до нитки,
Знать, надо горюшка хлебнуть,
Чтоб к заколоченной калитке
С надеждой руки протянуть…

Вот это состояние – вымокнуть до нитки - очень полезно для учителя. Когда приходит в школу человек, который хочет по-другому работать с детьми, с душой, - а не получается. Он переживает. И чем это переживание сильнее, тем лучше.

А вот те, у кого все хорошо – они не способны к внутренним движениям. Нарисуем портрет такого учителя: ученики с высокими баллами на ЕГЭ, хорошие отношения с родителями – еще бы, учитель с харизмой и умеет держать класс.

Я знаю людей, которые работают в школе, хорошо работают и не испытывают никакого внутреннего мотива к изменению. Это «сильные учителя» - и у них все замечательно. А дети? Дети любят таких учителей, они готовы всегда принять некоторую дозу насилия. Потому что оборотная сторона насилия – это порядок, в котором ребенок чувствует себя уверенно и в безопасности.

Там, где все хорошо, никогда никаких изменений не будет. «Сильный учитель» - тупиковая ветвь школьной эволюции.

Кризис – очень полезное дело для учителя. Удачи ничему не учат, удачи расслабляют. А неудачи – заставляют думать.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
ak1norev
Nov. 28th, 2014 09:42 pm (UTC)
в гости)
Ой, я Вам идеально подхожу..!))..только бы взяли..) Мы с мальчишками обязательно к Вам приедем в какой - нибудь вторник, когда студенты сессию сдадут, познакомиться..
Вероника.

У меня рейтинг нулевой..)) за то студенты в деканат заявление написали, чтоб на следующий семестр меня им оставили!! ( я счастлива!)
chudakatze
Jan. 8th, 2015 05:41 pm (UTC)
Как здорово Вы написали! А я все переживаю, все ищу и ищу. Но у меня опыта мало - год всего работаю. Надеюсь, что все получится.
( 2 comments — Leave a comment )