?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Углич. 4 года назад, экскурсия. Максим, 11 лет,  слушать не может, переминается с ноги на ногу, подпрыгивает и строит гримасы, пИсать хочет: «Мне нужно в туалет… Ну, мне в туалет нужно!» Экскурсовод не обращает внимание. Руководитель группы нервничает: мальчик не дает другим слушать экскурсию, нарушает порядок. И, с раздражением:

- Ну скажите Вы наконец ему, когда  можно будет в туалет идти…

 

Вот ШКОЛА. Это когда взрослый знает, когда ребенку нужно и можно идти в туалет.

С чего начинается Школа?

«Спинка прямо – руки перед собой». С ограничения движения. Когда ребенок научится так сидеть, он уже не ребенок, а ученик. Начинается с телесной дрессуры, с контроля за телом, как, наверное бы, сказал Мишель Фуко. Власть учителя – это власть над телом. После того как эта задача выполнена, можно переходить к обучению.

И второе: говорить можно тогда, когда тебе дают слово.

Идеальный ученик – тот, который не двигается и не говорит.

Кстати, ловлю себя на том, что мне проще сказать, в каком классе учится ребенок, которого я вижу впервые, чем сколько ему лет. Ребенок, поступая в школу, лишается своего физического возраста. Он уже не ребенок 8,9,10 лет – он ученик 2,3,4 класса.

Всеобщая школа возникла одновременно с всеобщей воинской повинностью. Государство нужны были солдаты. Их и воспитывали в школе.

Ограничение движения и общения, хочешь в туалет – подними руку…

 

Comments

rodedendron
Oct. 14th, 2010 04:11 pm (UTC)
Чтобы начать работу, разве не нужно хоть сколько-то времени, когда дети должны обратить внимание на преподавателя и услышать задание? Я к тому, что без огрмоментов, когда происходит ограничение движения и общения, по-моему, не обойтись при работе с группой детей.
Особенно, если эта группа - школьники, т.е. дети, которые пришли не на любимый кружок, а в школу, куда не все сегодня и хотели, а приходится...
Я постоянно стремлюсь демократизировать процесс обучения в процессе своей работы, но без принуждения совсем обойтись не удается.
asya_katina
Oct. 22nd, 2010 06:45 pm (UTC)
Принуждение бывает очень разным...
А вот продуктивность работы ребенка во время обучения, его вовлеченность - напрямую связаны с непринужденностью, естественной мотивированностью.
Трудно собрать малышню для организации урока без ограничений и приучения к порядку, но еще труднее подросших малышей мотивировать к самостоятельной познавательной активности, потому что до этого требовалось обратное - строгое соответствие, отказ от фантазий и свободного (хаотического) познания.