?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Углич. 4 года назад, экскурсия. Максим, 11 лет,  слушать не может, переминается с ноги на ногу, подпрыгивает и строит гримасы, пИсать хочет: «Мне нужно в туалет… Ну, мне в туалет нужно!» Экскурсовод не обращает внимание. Руководитель группы нервничает: мальчик не дает другим слушать экскурсию, нарушает порядок. И, с раздражением:

- Ну скажите Вы наконец ему, когда  можно будет в туалет идти…

 

Вот ШКОЛА. Это когда взрослый знает, когда ребенку нужно и можно идти в туалет.

С чего начинается Школа?

«Спинка прямо – руки перед собой». С ограничения движения. Когда ребенок научится так сидеть, он уже не ребенок, а ученик. Начинается с телесной дрессуры, с контроля за телом, как, наверное бы, сказал Мишель Фуко. Власть учителя – это власть над телом. После того как эта задача выполнена, можно переходить к обучению.

И второе: говорить можно тогда, когда тебе дают слово.

Идеальный ученик – тот, который не двигается и не говорит.

Кстати, ловлю себя на том, что мне проще сказать, в каком классе учится ребенок, которого я вижу впервые, чем сколько ему лет. Ребенок, поступая в школу, лишается своего физического возраста. Он уже не ребенок 8,9,10 лет – он ученик 2,3,4 класса.

Всеобщая школа возникла одновременно с всеобщей воинской повинностью. Государство нужны были солдаты. Их и воспитывали в школе.

Ограничение движения и общения, хочешь в туалет – подними руку…

 

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
len63
Oct. 14th, 2010 01:11 pm (UTC)
И ещё одна причина - экономическая. Конвейерная система обучения работает хорошо при строгой (армейской) дисциплине. А как иначе, если надо всех - и дёшево?
rustam_kurbatov
Oct. 15th, 2010 05:23 pm (UTC)
раз-два-три
nastyn
Oct. 14th, 2010 01:51 pm (UTC)
у сына в школе туалеты во время урока запирают. Почему? чтобы там не курили.
rustam_kurbatov
Oct. 15th, 2010 05:24 pm (UTC)
чтобы не пИсали
rodedendron
Oct. 14th, 2010 02:37 pm (UTC)
Есть и другая сторона медали: если на уроке каждый делает что хочет, двигается как хочет и говорит когда хочет - это хаос. Как от хаоса перейти к продуктивной работе, имея, скажем, 20 первоклассников?
(Спрашиваю не праздно, т.к. сама преподаю в школе).
tyy_tikki
Oct. 14th, 2010 03:20 pm (UTC)
Хаос появляется, когда делать нечего.
Когда каждый занимается своим делом - это не хаос, а работа.
Это я вам как монтессори-педагог говорю.
rodedendron
Oct. 14th, 2010 04:11 pm (UTC)
Чтобы начать работу, разве не нужно хоть сколько-то времени, когда дети должны обратить внимание на преподавателя и услышать задание? Я к тому, что без огрмоментов, когда происходит ограничение движения и общения, по-моему, не обойтись при работе с группой детей.
Особенно, если эта группа - школьники, т.е. дети, которые пришли не на любимый кружок, а в школу, куда не все сегодня и хотели, а приходится...
Я постоянно стремлюсь демократизировать процесс обучения в процессе своей работы, но без принуждения совсем обойтись не удается.
asya_katina
Oct. 22nd, 2010 06:45 pm (UTC)
Принуждение бывает очень разным...
А вот продуктивность работы ребенка во время обучения, его вовлеченность - напрямую связаны с непринужденностью, естественной мотивированностью.
Трудно собрать малышню для организации урока без ограничений и приучения к порядку, но еще труднее подросших малышей мотивировать к самостоятельной познавательной активности, потому что до этого требовалось обратное - строгое соответствие, отказ от фантазий и свободного (хаотического) познания.
rustam_kurbatov
Oct. 15th, 2010 05:24 pm (UTC)
напишу
open_2
Oct. 14th, 2010 02:43 pm (UTC)
Это как стрельба из лука. Если тетива не натянута, лук стрелять не будет. Если тетиву перетянуть, лук сломается. Талант учителя заключается в чувстве меры.
rustam_kurbatov
Oct. 15th, 2010 05:25 pm (UTC)
Лао цзы "Дао дэ дзин"
open_2
Oct. 14th, 2010 02:45 pm (UTC)
//С чего начинается Школа?

«Спинка прямо – руки перед собой». С ограничения движения.//

Все начинается еще раньше - с приучения к горшку.
rustam_kurbatov
Oct. 15th, 2010 05:26 pm (UTC)
Мой бунт - против Школы, а не против культуры
worczun
Oct. 14th, 2010 09:56 pm (UTC)
Справедливости ради, Вы, как историк, не можете не знать, что всеобщая воинская повинность возникла впервые на пару тысяч лет раньше массового типа школы (в Риме и Афинах), а второй раз - на пару-тройку сотен лет позже :))
rustam_kurbatov
Oct. 15th, 2010 05:27 pm (UTC)
Согласен
strial
Oct. 15th, 2010 05:24 am (UTC)
Перефраз: "В начале мы учим детей ходить и говорить, а чуть позже - не двигаться и МОЛЧАТЬ!" Получается, что это глобальная идея всеобщего образования?
Уважаемые педагоги, а может вы постараетесь сделать уроки настолько интересными, что дети будут ходить в школу как в кружок по интересам, т.е. С УДОВОЛЬСТВИЕМ??? Это я как мама спрашиваю.
rodedendron
Oct. 15th, 2010 08:57 am (UTC)
Отвечаю как учитель: нет не могу. Стараюсь,но не могу. И не видела что-то в нашей школе детей, которые бы при выборе пойти в школу или на каникулы выбрали бы школу. На мой взгляд, обязательное посещение не может быть в удовольствие, потому что вас лишают главного: выбора идти или нет, а кружок такой выбор предоставляет. И это реальность. Не верите - поработайте годик в школе - это очень избавляет от многих иллюзий.
rustam_kurbatov
Oct. 15th, 2010 05:31 pm (UTC)
Вы - хороший учитель
rodedendron
Oct. 15th, 2010 06:58 pm (UTC)
Спасибо :))
rustam_kurbatov
Oct. 15th, 2010 05:30 pm (UTC)
Перефраз правильный.
conspiransa
Nov. 17th, 2010 11:06 am (UTC)
ограничение движения
У меня дома сейчас семь собак:) То есть одна взрослая и шесть трехнедельных малявок. Если они не едят и не спят, то беспрерывно возятся: бегают, барахтаются, виснут на матери, борются и кусаются беззубыми еще ртами:)
Могу себе представить, какие вырастут рахитики, если посадить их в тесную клетку( читай: за парту на шесть часов)
( 21 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek