?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ПИСАТЬ КАК ПИШЕТСЯ

139

Итак, ребенок пишет: что хочет, когда хочет, сколько хочет. Письмо превращается из образовательной повинности в дело приятное и радостное. И это не просто переписывание упражнений, а выражение мысли.

Но… Можно ли писать свободные тексты и в итоге стать грамотным человеком? Школа знает одну дорогу к грамотности - через правила и исключения. Есть ли другие пути?


Что такое «правило» в языке? Описание некоторой закономерности, необходимое в общении филологов друг с другом. Часто это описание бывает столь сложным, что его не может понять даже взрослый человек.

Почему надо писать «о борьбе» с мягким знаком? «В середине слова буква «ь» пишется… между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким».
Вы еще удивляетесь безграмотности наших детей?
Мы пишем «о борьбе», потому что мы просто «привыкли» к правильному написанию: видели сотни раз это слово и десятки раз писали его своей рукой.

Хорошо писать можно не зная правил (или почти не зная их). Так же, как можно хорошо говорить, не зная, как образуются звуки в гортани. Кататься на велосипеде, не зная законов динамики и формулы равноускоренного движения. Или говорить по телефону, не понимая устройства этого аппарата.

Писать по правилам невозможно. Для этого надо в голове с немыслимой скоростью перебирать сотни орфограмм перед тем, как написать одну единственную букву, которая «плохо слышится».

Но как иначе? Кроме словесно-логической памяти, которая используется для запоминания «правил», существуют и другие виды памяти: двигательная и образная.

Двигательная (тактильная, кинестатическая, мышечная, моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизводство различных движений. Когда мы пишем слово, рука запоминает написание букв – часто даже взрослый человек, чтобы вспомнить правильное написание, пишет слово на бумаге. Когда мы читаем текст, используя так называемое «орфографическое чтение» (читаем «как написано», проговариваем как бы по буквам), наш артикуляционный механизм запоминает звучание слов.

Образная (зрительная, визуальная, наглядная) память – способность запоминать картинки. Ресурс этой памяти, по-видимому, бесконечен (кстати, «по-видимому» - это то, что видишь). Человек способен запоминать, хранить, узнавать бесконечное множество картинок, и психологи сравнивают человеческий мозг с бесконечным архивом фотографий. Зачем знать правило написания слова «борьба», если любой ребенок с первого раза запомнит это слово – как образ, как картинку?

Этот вид памяти развит у ребенка лучше, чем у взрослого, и мы можем пользоваться этой возможностью.

И это свойство – мыслить картинками (образами) – было хорошо известно и до возникновения когнитивной психологии:
«Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать».
«Покажите ребенку картинку – и он заговорит».
И, наконец, китайская пословица: «Услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал – понял».

Эти два вида памяти и, соответственно, два вида мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, - связаны с деятельностью правого полушария головного мозга, которое, как утверждают нейрофизиологи, доминирует у ребенка младшего школьного возраста.

Тактильная и зрительная память – альтернатива логическим конструкциям (правилам). Дело за малым - нужны конкретные методики, опирающиеся на эти механизмы запоминания.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
parlonsfrancais
Nov. 10th, 2014 10:41 am (UTC)
> Этот вид памяти развит у ребенка лучше, чем у взрослого, и мы можем пользоваться этой возможностью.

это, пожалуй, самое главное ))

До письма идет чтение, а чтение, как говорят нейрофизиологи, задействует ту же область мозга, которая отвечает за распознование образов.
Интересно, с эти же фактом связана путаница букв, особенно в латинском алфавите: b - p, d - b и т.п. - так как мозг настроен распознавать одно и тоже изображение в разных проекциях.
parlonsfrancais
Nov. 10th, 2014 12:00 pm (UTC)
Спасибо еще раз за обе статьи.
Это побудило меня написать свой пост про языки: http://parlonsfrancais.livejournal.com/27968.html
ekimov
Nov. 10th, 2014 01:47 pm (UTC)
"Писать по правилам невозможно". Согласен и очень надеюсь, что когда-нибудь это станет общим местом, известным любому учителю. Могу привести и свой пример. В школьном возрасте я делал очень мало грамматических ошибок и не нуждался в правилах. Всякие "проверочные слова" мне казались излишними и притянутыми за уши. Я помню, что рано научился читать (примерно в 6 лет) и много читал ещё до школы. Вероятно, это и помогло мне грамотно писать.
( 3 comments — Leave a comment )