?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

77

Больше половины слов в нашем языке пишутся не так, как слышатся. Ребенок пишет, «как слышится» (естественно!) – вот и причина безграмотности.

Два пути: или выучить сто правил или научиться писать «как пишется».


Ученик читает текст, произнося слова не так, как они читаются обычно, а как они написаны. Проговаривает слова. Зачем? Правильное написание запоминается на уровне моторной памяти (мышцы гортани, губы). Кроме этого подключена зрительная память – ребенок внимательно смотрит на текст (отдельные слова) и старается запомнить правильное написание.

После этого он берет страницу с тем же текстом, но в некоторых словах буквы пропущены. Задача – «реставрировать» текст. Ученик заполняет пробелы, потом сам проверяет работу, сравнивая «отреставрированный текст» и оригинал.

Работать можно и всем классом, и по группам, и в индивидуальном режиме.

В классе есть подборка текстов для «реставрации» - разных по жанру и по уровню сложности. Ученик выбирает карточку, садится за парту, читает текст, потом откладывает оригинал в сторону и приступает к «реставрации»; закончив работу, он самостоятельно проверяет ее, выставляет результат (например, 87 баллов из 100 возможных), при необходимости дает текст на проверку учителю.

Карточки для «реставрации» разные: фрагменты литературных текстов (из любимых детских книг) и карточки со словами, специально подобранными на определенную орфограмму. Карточки с фрагментами текстов – это почти игра! – особенно хороши для того, чтобы пробудить желание работать. Карточки с подобранными словами – для тех, кто осознал, что писать надо грамотно.

Это не означает, что мы никогда не скажем детям, что есть предлоги и приставки, причастия и наречия. Грамматические структуры возникнут тогда, когда ученики почувствуют необходимость в них, когда они начнут видеть закономерности и поймут, что знание правил облегчает работу.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
ekimov
Nov. 10th, 2014 01:57 pm (UTC)
Можно представить себе и третий путь - радикально поменять орфографию и перейти на "олбанский езык", в котором "как слышыцца, так и пишыцца". Но это будет уже ненаучная фантастика :-)
redmassacre
Nov. 19th, 2014 06:36 pm (UTC)
К сожалению у Заменгофа и Пеано это не получилось
Ведь куда приятнее спорить годами, какого рода кофе, как писать жи-ши и заниматься прочей хернёй (это не только в России)

Edited at 2014-11-19 06:37 pm (UTC)
( 2 comments — Leave a comment )