?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЧИТАЯ ДАО ДЭ ДЗИН

Я подумал, что рассказать о том, как мы читали китайских мудрецов, надо как-то по-китайски. Отдельными фразами, иногда афоризмами – подобно Кун цзы и Чжуан цзы; набросками, легкими движениями кисти – как писали пейзажи мастера живописи эпохи Тан.
***
Читаем Чжуанцзы. О диких конях, которые резвились на просторе, пока не пришел Радующийся Мастерству и начал взнуздывать и стреноживать их. Говорю, любя: «Вот Олег, он четыре года назад был совсем диким конем и бросался в меня стульями; а я смог обуздать его и стреножить».
Олег спокойно смотрит на меня: «Это еще кто кого…»
***
Читаем конфуцианский канон. «А на последнем уроке, - говорю ученикам, - будет настоящий китайский экзамен, китайский единый экзамен, потому что единый экзамен был изобретен в классическом Китае. Юноша, чтобы получить первый чин и стать смотрителем рисовых плантаций, должен был выучить все книги конфуцианского канона; в день экзамена его запирали в специальной комнатке, приносили пирожки…»
Кстати, пирожки. Попрошу в столовой напечь пирожки в день контрольной работы.
***
Домашнее задание: рассказать родителям истории, которые услышал на уроке. Очень полезно. Во-первых, научишься говорить. Во-вторых, родители узнают что-то новое. И в –третьих, ведь я никак не проверю, рассказал или нет, значит надо говорить правду!
Укрепление связи между поколениями, опять же.
***
- Всех китайских мудрецов звали Цзы: Кун цзы, Лао цзы, Чжуан цзы. Это слово имеет два значения: мудрец или старец - первое, а второе – в некотором смысле его противоположность…
- Глупый человек… Дурак… Идиот…
- Нет, проще – ребенок.
- …
- Поэтому в китайской мудрости есть что-то детское.
***
Так чем же может закончиться моя китайская тема? В смысле, какими могут быть вопросы для контрольного зачета? Если уж совсем канонически, то надо выучить наизусть весь Лунь Юй – как и делали это китайские юноши на протяжении двух тысячелетий. Если по-современному – написать высказывание в духе Конфуция, чтобы, как говорится, не отличить. Вот так: два месяца учились – итог две строчки. Не смешно, попробуйте сами… Есть и третий вариант, попроще: написать комментарий к словам Учителя (не моим - Конфуция, конечно). Это то, чем и заниманились многие столетия китайские мудрецы – составлением комментариев.
***
Позвонила мама двух детей, чтоб в лицей их перевести: «Не хотела говорить, но я вообще-то у вас училась…» Ну вот, теперь буду требовать от учеников, чтобы они меня называли не просто Учителем – а Учителем Двух Поколений.
А вот Конфуций, как все знают, был Учителем Десяти тысяч Поколений!
***
Не просто комментировать китайцев. Все-таки надо напрягаться. С одиннадцатым классом работаем так: прокомментировали фразу Конфуция, вам бонус – китайская загадка.
Почему китайских мальчиков часто называли именами девочек? Какие деревья под страхом смертти нельзя было размещать в китайском саду? Что сделал почтительный китайский сын, чтобы спасти своего отца от комаров, облепивших их во время ночевки в горах?.. У меня про запас есть три десятка таких загадок.
- Загадку! Еще загадку! – кричали они.
Конечно, это не так интеллектуально, как изучение конфуцианского канона – но надо же как-то укреплять в одиннадцатиклассниках жизненную энергию ци накануне Единого экзамена.
***
Рассказываю о тяжкой участи китайской женщины: как ей ноги бинтовали, давали играться только с глиняными черепками, как замуж выдавали…
Настя и Лина, две подружки, не выдержали:
- Как Вы, Вы – Рустам Иванович, так можете… Вы так спокойно, Всё это…
А я-то при чем?
***
Правы те взрослые, которые говорят, что Чжуан цзы – не для детей писал. Судите сами…
Кони резвились на воле и жили в согласии со своей собственной природой. Но тут пришел Радующийся Мастерству и сказал: «Я умею укрощать коней». Он начал клеймить и стричь их, взнуздывать и стреноживать, украшать их гривы и надел на них дорогую сбрую. В результате половина коней умерло…
Коллеги! Разве для детей этот рассказ?
***
«Нелегко встретить человека, который отдав три года учению. Не мечтал бы занять высокий пост»
- И как вы это понимаете?
- А что тут понимать, - сказали девятиклассники, - вот нам три года до Единого Экзаемна осталось - пора за ум браться.
***
Ваня и Андрей подарили на День учителя китайский чайник с чашками – чтоб мы на уроке чай пили. А на День лицея обещали принести китайскую палку – поскольку первым подарком, который делали там учителю, была палка, завернутая в красную бумагу.
***
Лао цзы со своим Дао дэ дзином, как известно, становится весьма популярным в бизнес-среде среди самых топ-менеджеров.
Мудрый правитель пребывает в недеянии, и люди думают, что все свершается как бы само собой…
Назову-ка я на следующий год свой курс как-то вроде Введения в менеджмент, так и напишу в расписании – МВА. И станет мой «самый ненужный предмет» самым нужным.
***
Как известно, у нас свободное посещение уроков для старшеклассников. Коненчо, не Саммерхилл: в футбол играть нельзя; ты или на уроке – или в библиотеке работаешь.
Так вот, вчера в мой кабинет на двенадцать квадратных метров набилось шестнадцать одиннадцатиклассников. Не знаю, сколько там учеников сидело вокруг Учителя 10 000 поколений в абрикосовой роще - но таких, как мои одиннадцатиклассники у него не было!
Они пришли учиться. Сами!
«Учиться и, когда придет время, прикладывать знания к жизни – разве это не радостно…»

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
slonikit
Oct. 26th, 2014 05:38 am (UTC)
очень интересно, спасибо :)
rustam_kurbatov
Oct. 26th, 2014 10:45 am (UTC)
и мне. спасибо
ffyonka
Oct. 26th, 2014 10:16 am (UTC)
а где искать отгадки-то!:) про девочковые имена интуитивно понятно...
rustam_kurbatov
Oct. 26th, 2014 10:45 am (UTC)
сделал для детей книжечку, там отгадки
( 4 comments — Leave a comment )