?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КОНТРАКТ НА РАБОТУ



Учительница входит в класс: под мышкой журнал, в руке указка. Так должно быть в Школе. Это стиль – фирменный стиль Школы.
У нас свой «фирменный стиль»: на доске Маршрутный Лист (план работы по теме, лист достижений…) для всего класса, на парте - индивидуальный, на каждого ученика.
Маршрутный Лист – это договор, контракт на работу. Между учителем и учеником. Не договорившись, нельзя приступать к работе. Неприлично начинать работу над темой, не определив объем работы и «вознаграждения». В Школе, правда, всё возможно.

Ученик имеет право на первом уроке темы (проекта, мастерской) точно знать, что от него требуется, и может спланировать свою работу. Как это просто.
Представьте, что Вы, взрослый человек, пришли устраиваться на работу, а начальник Вам говорит: «Заранее я не могу тебе сказать, что надо делать – работай, а там посмотрим. Зарплата? Поговорим в конце месяца». Согласитесь?
Не знаю, нужно ли подробно описывать все прелести и преимущества так организованной работы. Несколько очевидных плюсов.
Благодаря Маршрутному Листу самый запущенный, задавленный и ленивый ученик может начать работать. Вот, представьте, он решил взяться за ум и что-то сделал... Что он имеет в традиционной системе? Троечку! Воодушевляет…
В Маршрутном Листе всегда есть простые виды работ, которые по силам даже несильному ученику – он получает «зачет» за эти работы: за одну, две, три, а потом, быть может, переходит к работам и второго уровня сложности.
Мы не сдаем нормы ГТО. И «положительную оценку» ученик получает за личный прогресс, за продвижение и усердие. Поэтому слово «Молодец», обращенное ученику, который никогда не вел тетради, за то, что написал план урока, или «Браво!» - тому, кто не открывал прежде рта, за пересказ параграфа – это действительно положительная оценка, без иронии.
Другой плюс – только используя МЛ, учитель может с чистой совестью завалить учеников трудной, нестандартной, домашней – о! – работой. МЛ – это всегда список работы с избытком, на 8 уроков проекта – 15-20 работ. И всегда в этом списке есть работы «супер» - на три, а может, и на четыре звезды. Чтоб победители районных олимпиад не расслаблялись!
Ну как я, учитель, в рамках любимой пятибалльной, дам детям задание смотреть фильм на полтора часа, читать Книгу Исхода из Пятикнижия Моисеева, написать сценарий фильма? Что поставлю за эту работу? Пятерку? Значит, по двенадцати предметам каждый учитель даст работу на часа два и скажет: «Вот это на пятерку». Сколько времени останется на сон? Сколько штатных психологов нужно иметь, чтобы потом приводить в чувство этих пятерочников?
Здесь другое дело: всегда есть запредельная, за-пятерочная работа – я просто даю возможность, предлагаю и радуюсь, если кто-то ее выполняет. Пятерка ограничивает, тормозит отличника. Маршрутный Лист дает перспективы.
Маршрутный Лист – это забота и о слабом, и о сильном ученике.