?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"И сотворили Школу так, как велел им дьявол.
Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде.

И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений. Они становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы и даже вопреки ей. И разрушилась Школа, которая была сотворена по наущению дьявола".

Адольф Ферьер (начало XX века, Швейцария)

Конечно, категорично. Первая фраза – удар в солнечное сплетение: «Сотворили Школу как велел им дьявол».
Это Шестеднев наоборот, картина сотворения школы от дьявола: И увидел дьявол, что школа плоха. И стало так…
Каждое утро мы переступаем порог этого «мира наоборот». И проводим там день. И учим детей. Я понимаю возмущение – гнев! – коллег. Может, не надо о дьяволе, не надо о вывернутых мирах – давайте просто любить детей и проводить уроки…

Давайте! Но открыть глаза, посмотреть внимательно на Школу и понять, что здесь действительно что-то не так - это первый шаг. Это уже попытка изменить Школу.
Ничего нет антихристианского в этом рассказе Ферьера. «Мир во зле лежит...» - разве не о том же говорил апостол Павел?
Этот горький рассказ – самое радостное и позитивное, что написано о школе. Эти строки заряжают силой и вдохновляют.

Вот она, программа гуманистической педагогики!

Открыть школу внешнему миру – учиться не только в четырех стенах, но и «в полях и лугах»
Сделать так, чтобы труд ученика имел для него смысл..
Дать возможность детям на уроках общаться, говорить, двигаться.
Больше работать руками: экспериментировать, мастерить…
Говорить с ребенком на языке Сердца, а не алгоритмов и формул.
Дать ребенку возможность самостоятельно познавать мир, совершая маленькие открытия на каждом уроке…

Да, это программа нашей школы…

Об Адольфе Ферьере мы почти ничего не знаем. Он не совершил революцию в школе подобно своим современникам: Александру Ниллу, Селестену Френе, Рудольфу Штайнеру. Ферьер вошел в историю этими двадцатью строчками.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
janemouse
Oct. 5th, 2014 10:57 am (UTC)
Вот-вот, именно поэтому я занимаюсь математикой с детьми не в классе за партами, а в танцевальном классе - на бегу, на скаку, ну в крайнем случае - на ковре.
Дети намного лучше думают, когда у них есть возможность двигаться!
( 1 comment — Leave a comment )