?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

07

Если одной фразой нужно было сказать, в чем отличие нашей школы, я бы сформулировал этот так: «Мы пытаемся сделать, чтобы образование строилось на познавательной активности ребенка».

Или проще: Чтобы в основе всего лежали детские вопросы.

Пока методологи спорят о содержании образования, спросим ребенка: «Что тебе интересно? Что ты хочешь узнать?» Саша, моя старшая дочь, лет пятнадцать назад  составила  вот такой список:

Почему некоторые люди любят зиму, а некоторые – лето?

Что раньше появилось на Земле: люди, звери или деревья?

Почему зимой с деревьев  опадают листья?

Что раньше появилось на земле: птицы или морские животные?

Как люди одевались, когда они не умели делать одежду?

Из чего люди строили дома, когда не было кирпичей?

Как люди путешествовали, когда не было машин и автобусов?

Как люди узнавали, что  делается в других странах, когда не было газет?

Как люди узнавали время, когда не было часов?

Почему мыло и шампунь моют?

Почему птицы летают?

Эти вопросы содержат в зачатке все школьные науки: и историю, и психологию, и биологию, и химию.

Как круги на воде от брошенного камушка – от каждого ответа рождаются новые, более взрослые и трудные вопросы.

Конечно,  можно стать образованным человеком, без вопросов, хорошо выполняя хорошую программу.

Но здесь что-то другое: свои вопросы ярче и сильнее сильных программ. Из глубины сознания или подсознания наружу выходит что-то настоящее:  интерес, желание.

Более того. В этом есть что-то очень полезное для развития личности, для душевного здоровья.  Ученик не просто выполняет волю другого человека – а делает то, что для него имеет значение и смысл.  Его действия становят о-смысленными и со-знательными.

Вот она, свобода.

Если б нам удалось выстроить систему образования таким образом, из  школы выходили бы Здоровые и Счастливые люди.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
ekimov
Oct. 1st, 2014 05:42 pm (UTC)
Интерес и желание тут, конечно, ожидаемы. Потому что вопросы возникают от практики, от явлений или событий, с которыми ученик сам сталкивается. А в школьных и институтских программах преобладает другой подход, от общего к частному. То есть сначала идёт теория, более трудная для понимания и менее интересная часть учебного курса. Практические вопросы откладываются на потом. Хотя, по-моему, их было бы лучше поставить на первое место.
( 1 comment — Leave a comment )