?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Учить не понимать

42
Мама одной ученицы написала заявление с просьбой освободить свою дочь от моих уроков. Потому что «смотреть кино можно и дома».

Смотреть фильм можно и дома. Самому. Можно смотреть много-много раз, знать тонкости сюжета и выучить текст наизусть – но вряд ли можно самому, просто так, выйти за пределы обычного восприятия. Конечно, взрослые и образованные люди могут – но их-то уже образовали, научили видеть и понимать. Поэтому я скептически отношусь к радикальным сторонникам самообразования и домашнего образования. Не потому что я учитель и хочу опрадать свое существование. А потому что для понимания, и разумеется, не только фильма, нужен другой взгляд. Взгляд другого человека, не обязательно учителя – просто взрослого человека. Без этого можно ходить и ходить по кругу.

Учитель в школе не для того, чтобы учить. Учиться, в смысле: узнавать новое, читать, запоминать, - ребенок может, тут я согласен, сам. Он может «понимать». Учитель – для другого. Чтобы помочь задать вопросы, высказать не-до-умение, вывести его, ученика, за пределы собственного ума, провести через удивление. Учитель – чтобы учить не понимать.
**
Другой взгляд – это взгляд автора текста или режиссера фильма. И здесь важно не столько то, что Автор говорит: это и так ясно, что тут понимать, сюжет всегда на поверхности, - а то, как он говорит. То есть, литературная форма.

В этом и смысл второго просмотра и прочтения, когда уже знаешь что и о чем, присматриваться к тому – как? Как это сделано? Учитель и должен научить такому «вооруженному взгляду»
Это тот самый метод, инструмент – «лопата», как говорят сторонники развивающего обучения, - которую учитель дает ученику