?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ПОСТШКОЛА

Постструктурализм, постмодерн, постнаука: «пост» - это то, что следует «за», черты его еще не вполне ясны, но это уже другое, новое состояние, в котором мы находимся. Почему бы не Постшкола?

Может, и не совсем удачный термин, но уж лучше, чем «школа завтрашнего дня» или «школа будущего». Никаких утопий и общих пожеланий!


236
Мы живем в постиндустриальном обществе, это ясно всем, но наши дети до сих пор ходят во вполне индустриальную школу – школу, возникшую в эпоху промышленного переворота. Две задачи было у той школы: научить всех всему, передав всю сумму знаний и дисциплинировать человека, превратив его в идеального работника и солдата. Поэтому так называемая современная школа очень напоминает фабрику, армию и места лишения свободы. Промышленный переворот завершился – нужна ли нам такая школа?

Позволю себе сформулировать несколько тезисов относительно постиндустиальной школы: без общих фраз, только конкретные соображения по содержанию, методам, формам, внутренней структуре.

Содержание образования в школе регламентируется программами курсов, кем-то составленными и утвержденными. Программа постшколы возникает здесь, на месте - как результат встречи учителя и ученика - на пересечении взрослого и детского интереса.

Смысл обучения в школе – приобретение знаний, которые когда-нибудь могут пригодиться. В постшколе ученики скорее не «учатся», а делают всякие интересные дела, которые заканчиваются конкретным и значимым результатом. Его можно потрогать руками: текст для журнала, газета, видеофильм. И представить другим людям: ученикам другого класса или взрослым.

Школа, по определению, «учит» - то есть передает сумму знаний и умений. Когда знания перестают быть ценностью – что же остается? Думать самостоятельно, искать ответы на трудные вопросы. В постшколе ничему не учат (не передают готовые знания), ученик – скорее, исследователь, первооткрыватель, совершающий маленькие открытия.

Уроков как уроков нет. Неподвижно сидеть, смотреть на доску, поднимать руку и проч. Большая часть времени – это самостоятельная работа: в группах и индивидуальная. Традиционный класс напоминает лекторий, нетрадиционный – мастерскую, лабораторию, где ученики ходят, разговаривают, читают, работают с компьютерными программами – работают.

В отличие от школы, требующей от всех детей стандартных показателей – постшкола сделана «по мерке». Каждый выполняет посильную ему работу и получает положительную оценку не столько за выполнение норм – сколько за личный успех и продвижение.

Постшкола – пространство с большой степенью свободы и возможностью выбора. Ученик может выбирать работу по уровню и по содержанию: и в рамках предмета и выбирать сами предметы. Умение делать выбор – особое качество, которое должно культивироваться в такой «школе».

Для обсуждения работы, обмена мнениями, выработки правил существует Сбор класса. Что получается? Что не получается? Что надо сделать? Ученик перестает быть школьным статистом - он начинает думать о том, что он делает, он приходит в сознание.

***

Индустриальному обществу нужен был дисциплинированный грамотный работник. Школа блестяще справилась с этой задачей, научив миллионы людей считать, писать и выполнять команды. Очевидно, сегодняшнему обществу нужны будут люди других качеств. Умение решать нестандартные задачи, делать выбор, самостоятельно определять собственную жизнь, демократические навыки, свобода в самом широком понимании – какой может быть школа, где учат этим качествам? Я предложил здесь один из возможных ответов на этот вопрос.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
chepuhovinka
Sep. 24th, 2014 04:41 pm (UTC)
Так, именно так! Ни слова не возразить.
( 1 comment — Leave a comment )