?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В завязке

Что б мы ни говорили об объективности и прозрачности оценки – суть  не меняется. Учитель оценивает – назначает цену. Какая уж разница: цену работы или цену самому ребенку.  Вот это самое невыносимое в пятибалльной оценке.

Последние восемнадцать лет я не ставлю пятибалльных оценок - то, что называется «в завязке».  Но до того, по молодости,  приходилось ставить. Честно говоря,  просто заболевал последнюю неделю четверти, когда нужно было выставлять четвертные. Брал в поликлинике бюллетень.

 

С детьми своего класса ходил в походы, спали в одной палатке, из одного котелка,  что называется, кашу ели. А дети-то были разные: не все пятерочники. И вот на последней неделе подходит Толик или Димка и жалобно так смотрят:  «Ну не ставьте тройку, пожалуйста, я исправлюсь…» И щенячья мольба в глазах. Знаю, что за тройку  папа если не выдерет, то на улицу не пустит все каникулы. А четверку совсем не за что ставить…

+++

Безоценочную систему приказом по школе не введешь. Учитель, который привык ставить оценки, всё равно будет их ставить.   Необходимость оценивать другого  засела где-то глубоко в нашем профессиональном подсознании. Я не психоаналитик, а всего лишь директор школы – и  не в силах решить этой проблемы…


Могу сказать только о  своем опыте.  Что меняется в жизни учителя, «завязавшего с этим делом»?  У  детей, которые не думают об оценке,   совсем другой взгляд и другая улыбка. Они смотрят тебе в глаза прямо и открыто,  не страшась и не заискивая. Они смеются, когда смешно и  грустят, когда грустно. Говорят то, что думают. Выбирают работу посложнее, берут задание на дом.  Работают.


И это высшая «оценка», которую я могу получить как учитель.

 

 

 

 

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
fatheralex
Sep. 30th, 2010 03:50 pm (UTC)
Интересно, спасибо.
А вот из вашего опыта. Как ведут себя дети, родители которых не придают большого значения оценкам в школе? Им проще, или все равно оценочная зависимость может быть?
rustam_kurbatov
Oct. 3rd, 2010 06:03 pm (UTC)
Спасибо.
По-разному ведут. Большинство родителей привыкли к привычной форме - им так проще. но, страемся, объясняем.
lugermaxotto
Sep. 30th, 2010 04:02 pm (UTC)
Мне это напомнило одну забавную историю из жизни нашего региона- а именно вот какую:
В позднесоветской школе с двойками боролись. Серьёзно и основательно. Ясное дело, главными субъектами этих героических сражений были учителя- "Почему это у Вас, Иван Иванович, столько двоек- то? Вы, знать, не умеете учить детей!" Ну в общем классика жанра, еще не такие приписки процветали вокруг.
Но в одной из областей, в которой почти изжили двойки, решили расширить фронт борьбы: а тройки почему ставят? Это непорядок! Это, знаете ли, показывает, что учить хорошо и отлично не умеют!
В общем, расцвел почин "за стопроцентное качество знаний!". Со всеми проистекающими картинами маслом.
Про почин узнали студенты напрочь технического института, довольно известного в стране. Студенты- технари, да еще из тех, чью альму матер ихнее бибиси не так давно обозвала военно- морским колледжем к этому почину подключились- о ужас- в ходе демонстрации: проходя по главной площади города они орали нечто вроде "Сдадим и пересдадим наши посредственные знания на "хорошо" и "отлично!"
Политический скандал, прямо скажем, никто раздувать не хотел: плюсов из него не ожидалось, а проблемы- это запросто. И как- то деликатно школьный почин сдулся- вместе с несколькими карьерами деятелей из областного ОНО.
:)
rustam_kurbatov
Oct. 3rd, 2010 06:05 pm (UTC)
Смешно...
lugermaxotto
Sep. 30th, 2010 04:08 pm (UTC)
Ну а если всерьёз- то я например использую достаточно большие таблицы- детализированные структуры знаний студентов. Использую, ессно, в виртуальном виде- студентам доступны только заголовки и их персональные строки- и они вполне видят, где именно в их структуре знаний наличествуют дырки, а где- наоборот.
Ну и проблем особых не возникает: к сессии все прекрасно знают, что нужно подготовить и доложить на экзамене для оценки, которую себе запланировал. Ну а централизованное тестирование на остаточные знания через полгода сдают без проблем- ну разве что мне попеняют за то, что "там такой примитив, а Вы рекомендовали материалы пролистать!"
rustam_kurbatov
Oct. 3rd, 2010 06:07 pm (UTC)
отказавшись от пятибалльной, мы тоже используем "детализированные таблицы". напишу.
lugermaxotto
Oct. 3rd, 2010 06:27 pm (UTC)
Обязательно напишите- это очень интересно: я использую разделы и подразделы курсов, причем курс разбивается на несколько десятков элементов. Следующее, что я буду делать- это переводить такие таблицы в графы с описанием связности этих подразделов: что из чего вытекает и как увязано. На выходе ожидается еще и изоморфизм графов знаний и умений для разных студентов.
sokol_inka
Oct. 1st, 2010 02:04 am (UTC)
"У детей, которые не думают об оценке, совсем другой взгляд и другая улыбка".

Да, согласна. Недавно была в иерусалимской демократической школе - очень понравилось, как там смотрят дети. А под взглядом Доры Зиниград я, признаться, робею - хотя старше ее больше чем в два раза...
rustam_kurbatov
Oct. 4th, 2010 07:02 pm (UTC)
Приезжайте к нам.
sokol_inka
Oct. 7th, 2010 11:50 pm (UTC)
Если бы была в Москве - с радостью бы воспользовалась приглашением. А пока только могу в ответ пригласить Вас в Иерусалим :)
desreiniger
Oct. 1st, 2010 07:14 pm (UTC)
Рустам Иванович, приятно было видеть Вашу статью в последнем номере "Новой". там она выглядит более траспарентно, чем в ЖЖ.Мне кажется, что надо стремиться к тому, чтобы этот круг вопросов обсуждался возможно шире.
desreiniger
Oct. 2nd, 2010 05:34 pm (UTC)
Что у вас с горячей водой? Громов превзошёл самого себя: леса не уберёг от огня и воды не даёт. Пора идти походом на Мякинино, или куда там ещё?
rustam_kurbatov
Oct. 3rd, 2010 05:30 pm (UTC)
Вода есть
rustam_kurbatov
Oct. 3rd, 2010 06:01 pm (UTC)
Спасибо. буду более транспарентным.
science_rb
Oct. 3rd, 2010 09:02 pm (UTC)
Комментарий к статье в Новой Газете
Большое спасибо вам, Рустам, за статью в последнем номере Новой Газеты! Полностью вас поддерживаю, обе ваши мысли справедливы. На комментарии некоторых читателей к этой статье можно просто не обращать внимания, сразу виден их дилетантизм и предвзятое суждение. Пишите еще статьи в Новой, эту тему нужно развивать и продвигать! Школьное образование - ключ к решению целого пласта проблем нашей страны. Так что успехов вам и вперед, с Божьей помощью!
rustam_kurbatov
Oct. 4th, 2010 07:01 pm (UTC)
Re: Комментарий к статье в Новой Газете
Спасибо и Вам.
mashakarpik
Oct. 4th, 2010 07:57 pm (UTC)
А в вашей школе все же удается не ставить оценки? хотя бы в началке?..)
Я верю и знаю,что самосознание учителей тоже можно менять..открыть им новые горизонты и показать всю прелесть безотметочного обучения..ведь есть много других способов увидеть продвижение ребенка, а не загонять в бессмысленную числовую шкалу от 1 до 5..
rustam_kurbatov
Oct. 5th, 2010 04:04 pm (UTC)
и я верю. в этом году не ставим до 6 класса включительно.
papacarlo2009
Nov. 17th, 2010 08:38 am (UTC)
без оценок
Огромное спасибо! Я тоже лет двадцать не ставлю оценок.
( 19 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek