?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы изучаем историю не только по учебникам. Исторические документы, фильмы, художественная литература. Но есть еще один потрясающий исторический источник – рассказы людей, свидетелей и участников «исторического процесса». Это и называется Устной историей.

Если б мне нужно было б объяснить старшеклассникам, что это такое и почему стоит этим заниматься, я бы сказал такие слова:
"Вокруг нас - живые люди: наши родители, бабушки и дедушки, – пережившие войну, оттепель, застой, перестройку. Спросите их: какими они были в 14-15 лет: во что одевались, что танцевали, во что верили. Вы будете плакать или смеяться – но вряд ли останетесь равнодушными. И это будет настоящая история, Живая История".

DSC_0027_800

Устная история – направление в современной исторической науке. Этим занимаются серьезные ученые: курс Устной истории читают студентам в университетах, организуются научные экспедиции, проводятся конференции. Этим можете заняться и вы – редкий случай, когда серьезная наука оказывается интересным и доступным для старшеклассника занятием.

Ниже приведены темы возможных интервью, которые вы возьмете у родителей, бабушек, дедушек. Первое правило - быть серьезным и осознавать ответственность. Человек рассказывает о своей жизни: о том, что пережил, что любил и во что верил…

Вы можете записать рассказ на диктофон и на основе этой записи сделать письменный текст – это будет лучший вариант: сохранятся все особенности речи рассказчика: слова, обороты, специфические выражения. Все ваши тексты непременно будут опубликованы в альманахе – по ним будут изучать историю ученики следующего поколения!»

И маленькая ремарка для взрослых, учителей:

«Устная история может стать частью общего курса истории в 9 и 11 классе или остаться отдельным (факультативным, элективным) курсом.

Сколько часов выделить на эту работу? Такой историей можно заниматься и весь год – 70 часов, если 2 часа в неделю. Но скорее всего, придется довольствовать малым: хотя бы 8-10 часов.

Как организовать работу? В рамках каждого раздела (Послевоенное десятилетие, Оттепель, Застой) ученики могут выбрать одну из предложенных тем, расспросить родителей (бабушек, дедушек) и принести получившийся текст на урок».

Первое послевоенное десятилетие (1945-1953 гг)

«Карточки» (что было на столе советского человека до отмены продуктовых карточек)
«На 48 комнаток всего одна уборная» (жизнь в коммунальной квартире).
«Наш родной товарищ Сталин» (миф о Сталине-победителе)
«Америка» (восприятие Запада советским человеком)
«Труд наш есть дело чести…» (о трудовом энтузиазме)
«Госзайм» (надеялись ли что-то «выиграть» по этим облигациям)
«Страх» (ГУЛАГ в представлении советского человека)
«Праздник со слезами на глазах» (о чем думали советские люди 9 мая 1945 года)
«Красная площадь» (советский человек на демонстрации)

Период «Оттепели» (1953-1965 гг)

«Простор!» (переезд в отдельную квартиру)
«Вкусная и здоровая пища» (что было на столе и в холодильнике в обычной семье)
«Стиляги» (одежда и то, что она обозначала)
«Джаз на костях» (какую музыку слушали в шестидесятые годы)
«Партия торжественно заявляет…» (верили ли в возможность коммунизма…)
«А я еду за туманом» (романтическое настроение шестидесятников и «комсомольские путевки»)
«Оказался наш отец не отцом…» (разрушение веры в Вождя)
«Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в Революцию дальше…» (образ Ленина в обыденном сознании)
«Клуб Веселых и Находчивых» (границы юмора шестидесятых)
«ТК» (личность Хрущева в политическом анекдоте)
«Соблюдай свою территорию…» (о чем говорили на кухне и молчали в других местах)
«Поджигатели войны» (образ врага в массовом сознании)
«Социализм с человеческим лицом» (каким должно быть социалистическое общество и разрушила ли «критика культа личности» нашу веру в социалистический идеал)
«Порядки в школе были зверские – школу любили» (школа шестидесятых)
«Пионер – всем ребятам пример» (ребенок и советский миф)
«Мы победили!» (память о войне в массовом сознании)
«Какие в детстве книги читал» (круг чтения школьника)
«Помните, каким он парнем был…» (космическая тема в сознании советского человека)
«Повесть о настоящем человеке» (идеал человека для подростка 60—х гг)

Период «Застоя» (1965-1980 гг)

«Очередь» (очередь как реальность повседневной жизни советского человека)
«Праздник» (какие праздники отмечали и как)
«Дачка» (загородный дом и 6 соток)
Один день советского школьника.
«Абсурд» (советский человек сталкивается с Административной системой)
«Священный долг» (служба в рядах Советской армии)
«На картошку!» (интеллигенция, рабочие и учащиеся на сельхозработах)
«Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен!» (пионер в пионерском лагере)
«Прилавки» (продовольственный вопрос в эпоху развитого социализма)
«Дедушка Ленин» (что рассказывали о В.И.Ленине детям в детском саду)
«Ленин в сердце моем» (восприятие образа Ленина в школьном возрасте)
«Как повяжешь галстук, береги его!» (пионеры)
«Загнивающий Запад» (восприятие Запада советским человеком)
«Великая дружба народов» (отношение к людям другой национальности)
«Я все равно паду на той…» (гражданская война в сознании советского человека)
«Гражданка Парамонова» (партийные органы и семья)
«Мы придем к победе коммунистического труда!» (трудовой энтузиазм советского человека)
«История» (уроки истории в советской жизни)
«Песня о Родине» (образ Родины в сознании советского школьника)
«Лишь бы не было войны!» (возможность новой мировой войны)
«Тили-тили-тесто» (отношения между мальчиками и девочками в советской школе)
«Генералиссимус» (отношение к личности Сталина)
«Дорогой наш Леонид Ильич» (отношение к личности Л.И.Брежнева)
«Программа «Время»» (восприятие политических новостей)
«Магнитофон» (что записывали и слушали на магнитофоне)
«Крокодил» (особенности национального юмора семидесятых годов)
«Вечный зов» и «Фантомас» (любимые фильмы советского человека)
«Опиум для народа» (советский человек и религия)
«Дискотека» (что танцевали на дискотеках)
«Враги и отщепенцы» (что мы знали о диссидентах?)
«Повесть о настоящем человеке» (идеал человека для подростка 70-х гг)

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
glasha_zast
Sep. 8th, 2014 05:54 pm (UTC)
Совершенно согласна с устной историей - потом и остальная история легче воспринимается (правда, через призму родственника, который её поведал). На все эти частные истории цифры и даты официальной версии понятнее становятся.
Да и о чем беседуют с пожилыми родственниками как не о прошлом:-)
elen_ibn_jam
Sep. 27th, 2014 07:16 am (UTC)
Читаю вас - насколько же близки ваши идеи, какие вы молодцы!
И с историей делали подобное. Вообще, я не в школе, в центре творчества работаю. ) Но мы приглашали наших бывших преподавателей - детей войны - и они рассказывали юным журналистам, что они сами пережили в войну и после нее. Потом дети очерки писали. Это было потрясающе!
rustam_kurbatov
Sep. 27th, 2014 08:51 am (UTC)
Спасибо за слова, я согласен с Вами всецело
( 3 comments — Leave a comment )