?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не нравится мне что-то программа по обществоведению. Несколько раз пытался следовать ей: открою учебник, подержу в руках, прочитаю несколько строк – что-то не то…

А ведь это самый интересный школьный предемет! Особенно для подростка! Который начинает думать о самом себе, об отношениях между людьми, об устройстве мира. Философия!

Я тут накидал список вопросов для философских разговоров с подростками: отчасти сам придумал, отчасти услышал, что они говорят. Вопросы рассортировал для убедительности по разделам, чтоб было похоже на программу учебного курса. Осталось за малым: к каждому разговору найти два-три хороших текста, чтоб было что им читать.

Буду благодарен, если кто дополнит программку списком фильмов и книг. Особенно благодарны будут, думаю, дети.

ЧЕЛОВЕК
Чем человек отличается от других животных?
С какого возраста человек стаеновится «личностью»?
Человек – вершина эволюции или тупик ее?
Может ли человек преодолеть смерть?
Добрый или злой человек по природе своей?
Как понимать слова «философствовать значит учиться умирать»?
Что в человеке «от природы», а что – «от воспмиаемя»?
Как освободиться от компьютерной зависимости?
Как понимать слова, что «человек делает сам себя»?
Есть ли какой-нибудь смысл человеческого существования?
Страдают ли животные?

ЗАГАДКИ МОЗГА
Где в мозге находится сознание?
Как запомнить всё и с первого раза?
Как стать гениальным?
Способности наследуются или формируются?
Почему человек видит сны?
Мозг – это и есть «я» или он существует сам по себе?

ПОЛИТИКА
Грязное ли это дело, политика?
Может ли «интеллигентный человек» жить вне политики?
Как вы представляете себе идеальное государство?
Какая ценность «более ценная»: свобода собственности или социальные гарантии?
Существуют ли «европейскиие ценности»?
Есть ли у России «особый путь»?
Почему людям «хорошо живется» при тоталитарных режимах?
Должно ли человечество объединиться в единое государство?
Возможен ли мир без войны?
Как понять слова о том, что «демократия – худшая из систем, не считая всех остальных»?
Возможная ли свободная экономика?

КУЛЬТУРА
Образование - это что? Интеллект? Эрудиция? Знание иностранных языков?
Какой будет школа в ближайшем будущем?
Делает ли техника нашу жизнь легче?
Религия объединяет или разъединяет людей?
Как могут сосуществовать в мире люди разных убеждений, традиций, говорящие на разгых языках?
Представляют ли мигранты урозу для «коренных жителей»?
Будет ли человечество в будущем говорить н аодном языке?
Что означает «быть современным»?
Кто такие философы? И как они работают?

ИСКУССТВО
Почему мы плачем порой над вымыслом?
Почему молодые слушают «свою музыку»?
Все ли «искусства» хороши?
Попкультура – это культура?
Почему попзвезды получают космические гонорары?
Европейцы и африканцы, одинаково ли восприинимают они мцзыку Баха?

МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
Любовь возвышает или наоборот?
Кто виноват в конфликте поколений?
Сохранится ли семья в будущем?
Гомосексуализм – болезнь, норма, дурное воспитание?
Что важнее всего при выборе профессии?
Привела ли сексуальная революция к освобождению женщин?
Надо ли мальчиков воспитывать иначе, чем девочек?
Надо ли «держать детей в строгости»?
Должен ли быть труд трудным?


МОРАЛЬ
Может ли гений быть «злым»?
Трудно ли быть добрым?
В чем смысл библейской истории о Дереве познания?
Сочувствие – это слабость или сила души?
Есть ли мораль у животных?
Что такое «стыд и совесть»?
Что значит «быть свободным»?

ПОЗНАНИЕ МИРА
Во всем ли стоит сомневаться?
Чем наука отличается от религии?
Стоит ли доверять своим ощущениям?
Можно ли все понять на собственном опыте?
Чем естественные науки отличаются от гуманитарных?
Хорошая память и умение думать – это одно и то же?

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Почему Европа стала «центом мира»?
Можно ли считать дикарей дикарями?
Способствовали ли войны историческому прогрессу?
Все ли народы идут по одному пути или каждый – по своему?
Что такое «исторический прогресс»?
Имеет ли история «смысл и назначение»?
Можно ли понять человека другой исторической эпохи?
Почему история становится иногда частью политики?
Действительно ли наше бытие определяет наше сознание?
Может ли существовать общество без религии?

ЗАГАДКА ЖИЗНИ
Что было «в самом начале»?
Конечна ли наша Вселенная?
Возможна ли жизнь на других планетах?
Как обезьяна превратилась в человека?
Как из мертвой материи возникла живая клетка?
Почему кроманьонцы «победили» неандертальцев?

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
slonikit
Aug. 15th, 2014 09:39 pm (UTC)
"Куда приводят мечты" (о беззаветной любви, о жизни после смерти, гордыне и смирении, и вообще душевно очищает и дает пищу для размышлений). На вопрос "где в мозге находится сознание" там тоже есть ответ :)
Плачу каждый раз, когда смотрю. Не знаю, стОит ли детям смотреть, хотя они как раз гибче.
Вообще герои Робина Уильямса - в разных фильмах - это, как правило, просто чудо...


ursamin
Aug. 16th, 2014 06:07 am (UTC)
А еще "Общество мертвых поэтов" было бы очень в тему...
slonikit
Aug. 16th, 2014 05:13 pm (UTC)
Фильм или книга?
Не читала и не смотрела, но если рекомендуете...
ursamin
Aug. 16th, 2014 05:39 pm (UTC)
Фильм. Там как раз Робин Уильямс в главной роли (и как раз учителя). Мне кажется, любому читающему этот блог фильм должен понравиться, хотя он и спорный все же...
rustam_kurbatov
Aug. 20th, 2014 07:13 pm (UTC)
Да, конечно
desreiniger
Aug. 16th, 2014 06:49 am (UTC)
Постараюсь в простых выражениях сформулировать то исходное для нас учение о политике, которое заимствовано от античности (Платон - Аристотель).
desreiniger
Aug. 16th, 2014 04:57 pm (UTC)
Я понимаю, что мы должны начинать с искажённой картины, обывательской или "интеллигентской"- но начинать надо с основного определения. Политика - это единство мысли и действия, позиционирование себя в мировой неопределённости, это первый шаг в мире, постигающий его целое, а, следовательно, он не только положителен, но и в определённом смысле совершенен. Этот первый порыв привлекает подходящие ему средства выражения, которые по ходу дела обретают формальность и таким образом могут создать собственную связь формальных элементов. При практическом применении эти описания данностей и конкретных ситуаций также начинают претендовать на самодостаточность и это переакцентировка может привести к искажению, поскольку технолог, стремящийся к конкретному результату, может всерьёз уверовать, что он находится у сущностного начала политики и неоправданно расширить диапазон своих действий. Поэтому необходимо всегда держать в уме упомянутое исходное положение помимо всех инвенций и увлечений частностями. - С детьми, на мой взгляд, надо начинать с установления простого положительного суждения, то есть, с тренировки в риторике - на знакомом им материале.
( 7 comments — Leave a comment )