?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Учить думать! Всех!» - смеются учителя. Причем, школьные учителя смеются над словом «думать»: «Куда там, нам бы  хоть б научить», а нешкольные ухмыляются по поводу «всех»: «Думать, - говорят, - это не каждому дано»

Мне кажется, все просто. Надо лишь задавать хорошие вопросы и давать время подумать всем – то есть, поговорить в группах.

Но остается еще одно возражение: «Когда?» Когда думать-то? И где время взять? Просто «учить» не успеваем, а тут еще?  Это правда: поиск, исследование и задавание вопросов – дело, требующее времени. Которого не хватает, как всегда, в школе.

Выход один: «учить» надо быстрее! «Учитть» в обычном школьном смысле слова: передавать знания, работать с литературой, развивать память. Без этого о чем можно думать? И это работа, как любая работа,  делается быстрее, когда есть Разделение труда.

***

Мы поставили в расписании уроки парами. «Дети устанут!» Конечно, устанут, если это останется уроками. Они и от сорока минут устают – а тут восемьдесят!   Но эта пара, эти восемьдесят минут, - скорее лаборатория, мастерская, спектакль, со своим сценарием и интригой.

Три части, три акта этого спектакля:  знакомство с новым, обычная  проработка материала и – высшая точкка - обсуждение, высказывание своего, интеллектуальная игра!

Литература, история, биология, география, физика – неважно,  какой предемет; везде начинается с чего-то нового, и это новое  надо уложить в голову, чтобы потом ставить проблемы, обсуждать и высказывать свое мнение.

***
Детальнее – именно о проработке материала, об обычной школьной работе: казалось бы, рутина, что о ней  говорить?  Но вся интрига как раз вокруг этой рутины, потому что если не делать ее быстрее и легче, то ничего не получится с думанием и игрой, играть попросту времени не будет.

На примере истории, другие учителя пусть сами осуществляют «перенос знаний».  Самый простой случай: начинается с текста учебника. Как известно, мы стараемся до 7-8 класса работать без домашнего задания – где ж его читать, как не в классе?

Двадцать минут – читаем. Десять – рассказываем в парах друг другу. Всё! Проверка закончилась, знания уложены в голову, можно переходить к более продуктивной работе.

Эта была самая элементарная ситуация, на практике крайне редкая – чтение учебника. Это, так сказать, тема нашего музыкального произведения. А сейчвс будут вариации.

Вместо учебника может быть текст исторического документа, документальный фильм, рассказ учителя – все это просто Текст, и работаем с ним так же. Слушаем-читаем, составляем план, рассказываем друг другу в  парах. Говоря языком когнитивных психологов, всё это – Информация, и наша задача правильно кодировать ее, уложить в голову, и  раскодировать, то есть извлечь знания из головы. Составление плана и пересказ по этому плану – вот оно и есть, кодирование и раскодирование, укладка и извлечение.

То, что в школе делается долго и скучно, через пересказы у доски и письменные опросы, происходит легко и быстро: «Ты рассказываешь соседу, что прочитал».

Вторая вариация на тему. Не один текст, а несколько: несколько параграфов, документов, разные книги из библиотеки. Каждая группа делает свое задание, читает свой текст – а потом небольшие сообщения перед классом. Мы расскажем то, что никто еще не знает!

Еще вариация. За один раз, одну пару уроков, может быть несколько «информаций»: например, рассказ учителя  и фильм или рассказ и исторический документ.

Итак, чтоб «учить» быстрее,  необходимо «разделение труда»: либо в парах пересказываем, что прочитали, либо каждая группа делает свой небольшой доклад.

Как это все  укладывается в 80 минут? Навскидку, первые 40 минут – маленький рассказик учителя и самостоятельная работа с текстами; вторые – стремительная проверка, обсуждение, круглый стол, интеллектуальная игра.

Кстати, еще одна вариация: первый урок учитель почти не нужен: рассказик - это не самое главное, а самостоятельно работать с текстами можно и самостоятельно.

Чего хотели? Работать без домашнего задания, успевая все в классе; не ограничиваться учебником, а смотреть фильмы и читать книжки; дать возможность детям работать и общаться, а не просто сидя слушать; и, главное, спорить, удивляться, сомневаться и не соглашаться! Вот все это и получилось…