?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ясно, что главный вопрос школы – «что?»

Что должен знать подросток? Чему следует учить? Не единый экзамен и не финансирование – а вопрос о содержании образования. А оно, если строго, определяется учебными программами. Раньше эти программы были единые и в сторону ни шагу. Теперь вроде как школа может сама их писать и утверждать.

Казалось бы: вот какая возможность! Напишем на каникулах новые программы, изменим содержание и решим основной вопрос школы! Я устоял от этого искушения. И вот почему.

Первое. Реформаторы предлагают писать эти программы таким языком, что мы нашей гуманитарной секцией не смогли. Обосновать шесть критериев деятельностного подхода, сформулировать предметные и метапредметные компетентности или компетенции… Мы не поняли.

Второе. Программа курса с приложением тематического планирования - и это ее единственный смысл - инструмент власти, который использует власть, в борьбе со школьными учителями. Чиновник управляет школой посредством ученической (деревянной) линейки, которая прикладывается к программе, планированию и записи о пройденном материале в журнале – и так, чтоб строчка-в-строчку всё совпало. И поэтому я, как директор школы, не хочу использовать этот инструмент власти.

Третье. Думаю, «программа» есть атрибут школы индустриальной эпохи, когда казалось важным все рассчитать заранее, спланировать и тарифицировать. А школа постиндустриальная – пост-школа – вполне может обойтись и без этого. Каждый урок – это встреча учителя и учеников. Как же составить программу таких встреч, да еще на год вперед?

Поэтому мне не хочется ломать копья в битве за новые школьные программы. Фетишизм какой-то.

И в нашей школе, кстати, учителя не пишут никаких программ. Пишем лишь в конце года, пост фактум, то что получилось сделать. В простой форме, доступной шестилетнему ребенку.

Может такой «пост фактум» - слишком радикально и непригодно для всей страны. Пускай будет «программа», пускай не «после», а «до» - но небольшая, на страницу, как это и делается в европейских школах: учитель пишет о своих намерениях и планах несколько фраз на человеческом языке. И всё.

Думаю, общественности вопрос о том, как писать учебные программы, покажется узкопрофессиональным. Но это дело поважнее единого экзамена. Потому что главная беда школы – жесткий чиновничий контроль, а главный инструмент этого контроля – программа, тематическое планирование и деревянная линейка.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
svetlanapronoza
Jul. 14th, 2014 02:22 am (UTC)
"Обосновать шесть критериев деятельностного подхода, сформулировать предметные и метапредметные компетентности или компетенции… Мы не поняли."
вот и я сходила один раз на курсы, где объясняют, как это надо делать, и поняла, что не буду этим заниматься. Но у нас получится либо работать в школе и этот бред писать, либо увольняться.

Одни чиновники сочинили, что должны делать учителя для того, чтоб другие чиновники пришли и проверили. На кусах нам сказали, чтоб своими словами вот эти метапредметные и т.п. не формулировали, а то проверяющие чиновники могут не понять, надо "М4" например вставлять в текст программы, мол, метапредметные, пункт 4-й из их списка. По-моему, это в чистом виде наглое воровство чиновниками времени и энергии учителей. Никому, кроме чиновников, желающих не иметь ответственности, но получать зарплаты, такие программы не нужны.
glasha_zast
Jul. 14th, 2014 05:11 pm (UTC)
О! так это надо создавать уже консалтинговые компании, которые будут оказывать услуги по написанию и прохождению проверок. Ну, как в бухгалтерии - аудиторские компании
svetlanapronoza
Jul. 15th, 2014 03:19 am (UTC)
а платить кто будет? Учителя из своих зарплат?
Рациональнее перестать кормить на деньги населения разных дармоедов. Но может прийти всё именно к созданию консалтинговых компаний. Всё лучше, чем учителям бреднями заниматься вместо работы с детьми.
glasha_zast
Jul. 14th, 2014 10:39 am (UTC)
почти серьезно
Вам надо нанять отдельного человека (можно фриланс) исключительно для написания всей этой бюрократической лабуды
ursamin
Jul. 14th, 2014 04:56 pm (UTC)
Re: почти серьезно
А что, кстати, отличная идея. А учителям, я думаю, если и нужно писать программы - то совершенно необязательно по ним работать.
svetlanapronoza
Jul. 15th, 2014 03:21 am (UTC)
Re: почти серьезно
Еще три года назад по тем программам, которые мы писали, вполне можно было работать. Даже какое-то осмысление происходило в процессе написания. А те программы, что сейчас требуют, совершенно бесполезны для учебного процесса.
( 6 comments — Leave a comment )