?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Школа без схоластики

«Повтори еще раз! Ну, теперь ты понял это...» - обычные слова на уроке.


Но, что такое «понять»?
Суметь повторить, пересказать?
Приходит ли понимание от многократного повторения одного и того же?



Наверно, да: народная мудрость говорит, что «повторение - мать учения». Наверно, да: текст параграфа надо прочитать несколько раз, иначе ничего не поймешь.

Но речь идет просто о заучивании, а не о понимании.
О заучивании формул, определений, выводов и резюме.
Схоластика? Да, и переживет всех нас!

И пусть Рабле хохотал над квинтээсенциями сорбоннистов.
Монтень призывал просеивать через сито изречения древних.
А Френе, каждый раз после слова «Школа» вставлял слово догматизм или схоластика.

Школа без схоластики - это противоречие в определении!

Более того, эти сухие выводы и крученые формулировки называют понятиями.
И призывают детей мыслить ими: «Абстрагируясь от частностей, выделяя общее...». При том, что сами педагоги не любят «отвлеченностей»: «Нам надо знать, как конкретно, на уроке, с нашими двоечниками...»

Первая страница учебника Естествознания для 1 класса: «Природа делится на живую и неживую». Первая страница учебника Истории (для любого класса):
«История народов - это история цивилизаций». Лучше бы о производственных отношениях и производительных силах!

Схоластика не выкорчевывается. Новые концепции, учебники, методики… И на смену старой - Новая схоластика.

Не может Школа без таких «понятий»: это удобный формат для перекачки информации Но наша задача другая: не информировать - а учить думать.

И надо б отказаться от готовых выводов, как от вещи бесполезной - дети их не запоминают. И вредной - создается иллюзия понимания.

Вместо выводов - факты. Задача учителя - не обобщать, а отбирать. Отбирать те факты, которые волнуют, производят в-печатление - за-печатлеваются.

Что от-печатывается в сознании легче и быстрее всего? Увиденное своими глазами - «Лучше один раз увидеть...». Эти «картинки» не обязательно на бумаге – они рисуются в голове, мысленно.

Их можно было б назвать «мысленными образами». Мысленные образы - хлеб мышления, здоровая пища для детского мозга. Из этих атомов в голове выстраиваются молекулы настоящих понятий. А определения - как чипсы: вроде как сыт, но полезного для организма мало.

Будем кормить детей «вкусной и здоровой пищей». Показывать картинки на бумаге и, главное, «рисовать» их в голове.

Как? Слово учителя может тронуть душу ребенка, заставить его чувствовать, переживать.

Хуже с учебниками. Кажется, из них сознательно убрали все, что может «производить впечатление». Учебники - это сухой остаток жизни, из которой выбросили все живое.

Вместо учебников в Мастерской - книги. Исторические документы, описания природы, рассказы об экспедициях. На литературе дети читают все же подлинные тексты, а не краткий пересказ их. Почему же не сделать тоже самое на уроках биологии, истории, географии?

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
lugermaxotto
Jun. 28th, 2014 03:00 pm (UTC)
Можно и повторять- это с горем пополам работающий метод "проб и ошибок". Работает, но долго и дорого (представьте себе разработку и строительство через такой метод чего- нибудь вроде Останкинской телебашни или лунной программы американцев).
А образы- другое дело. Например спрашивают меня студенты- "а почему бы вот эти уравнения для анализа прочности конструкции, которые мы получили, не решать более простым разложением в степенные ряды, а мы мучаемся с тригонометрическими рядами Фурье?"
Я хмыкаю- "молодцы, правильно и по сути- а не чушь ли ты несёшь- и по форме- вежливо вполне", вздыхаю, лезу в свой нетбук и пока найдется киношка о танцующем мосте, рассказываю им про резонансы.
А потом смотрим страшноватый пятиминутный ролик :)
( 1 comment — Leave a comment )