?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фернан Ури, один из самых ярких педагогов двадцатого века, у нас неизвестный, последователь Селестена Френе, о том, как преодолеть школьное отчуждение, жестокость и агрессию. Собирался сделать перевод уже лет десять – а тут последние политические события подстегнули. Итак, фрагмент книги Филиппа Мерье о Фернане Ури: о том, что такаое Совет класса. Спасибо Ирине Эктовой за помощь в переводе текста.

***
Как создать Закон в классе?

Дети не становятся членами общества, уважающего закон, по просьбе или требованию взрослого. Бывает, правда, что из уважения к любимому учителю или из чувства страха в классе на недолго устанавливается порядок и тишина. Но если в классе не создан закон, по которому можно спокойно жить и работать, жестокость возникает снова: где-то в коридорах, во дворе или в соседнем классе. А может ли хулиган вести себя по-другому? Мы не можем приказать ему изменить свое поведение и перестать быть жестоким, но мы можем дать ему возможность говорить - право слова, - определив специальное время и место для разговора.


Ритуалы для того, чтобы слово заменило драку.

С начала времен известно, что нужны четкие ритуалы и долгое обучение им, чтобы «слово заменило драку», как говорит Фернан Ури. Религия, право, даже политика показывают нам бесконечное число примеров этому. Посмотрим на Национальную Ассамблею, некоторое заседания которой превращаются в словесные поединки. Мы знаем, что невозможно поставить их друг против друга двух противников, если нет четко сформулированных правил такого «поединка».


Конечно хотелось бы, чтоб воспитатели и учителя могли бы решать проблемы дисциплины сразу «на поле боя», не откладывая, в углу кабинета, без особой подготовки… А это серьезные проблемы, и от умения их решать зависит и будущее и учителя, и школы как общественного института!

На самом деле, у каждого учителя есть свои приемы и «ритуалы» для сдерживания агрессивных импульсов и предотвращения школьных дуэлей.

Но не всякие ритуалы хороши!

Конечно, не всякие ритуалы хороши. Самые мрачные периоды нашей истории и самые ужасные моменты варварства, такие как нацизм, породили особые ритуалы. Первобытные ритуалы живут в молодежной среде - например, музыка «техно», которая определенно создана для того, чтобы привести людей в состояние транса. Но здесь речь идет не о синкретичных ритуалах, которые заставляют человека отказываться от собственной идентичности и растворяться в массе. В противоположность им, а также ритуалам педагогическим, которые не различают субъекта и объекта, Фернан Ури предлагает «ритуалы-обстановки» , построение пространства и времени - формы, в которых человек существует, не отказываясь быть самим собой.

Правила, которые он предлагает, позволяют освободиться от эмоциональной перевозбуждения и дают возможность выразить проблему через слово. Френе, Ури, Макаренко, Корчак – эти педагоги видят выход в определенных ритуалах, позволяющих «голосу отделился от крика», чтобы «ребенок – болид, человек вне закона, мог бы освободиться от маски аффекта», «потому у него есть место обращения с вопросом, право слова... что поможет ребенку отделить себя от образов, подобных тем, которые погубили Нарцисса».

Принципы освобождающего ритуала

Несколько простых правил, характеризующих, с точки зрения Ури, педагогические ритуалы – правил, позволяющих ученикам освободиться от аффектов и комплексов и открыть для себя смысл школьного закона:

• Включенность в школьную жизнь. Совет - это не место, где болтают или говорят о чем попало, независимо от того, желают этого одни или другие. Парадокс и главный подводный камень большинства «школьных обсуждений» - то, что они затрагивают совершенно второстепенные вопросы, не имеющие отношения к организации и обучению в классе. «Совет» становится тем местом, где в приятной обстановке обсуждаются вопросы, такие, например, как и где будет организован клуб или различные поездки – что не имеет отношения к настоящей коллективности. Как организовать жизнь, чтобы каждый мог лучше учиться, чтобы группа школьников стала настоящим коллективом, чтобы учителю не нужно было бы изнурять себя просьбами тишины каждые пять минут, чтобы более самостоятельные и ответственные могли бы помогать остальным.
- Регулирование. Сколько советов и заседаний не состоялось из-за того, что взрослые переносили их на другой срок – не способные держать слово, они требуют этого от детей.

• Определенность. Ученики должны знать о том, когда состоится совет и быть уверенными, что смогут рассчитывать на это время и место, чтобы иметь возможность высказать свое мнение. И тогда учитель может сказать ученикам: «Сейчас не время, сейчас об этом не надо говорить - ты об этом скажешь на совете.» Но необходимо, чтобы совет обязательно состоялся!

• Подготовка. Совет должен быть тщательно подготовленным, его повестка составляется на основе предшествующего обсуждения. Круг вопросов может быть утвержден на предварительной встрече учеников и преподавателей или, как предлагает Френе, в течение недели ученики заполняют таблицу в три колонки: «Я поддерживаю», «Я критикую», «Я предлагаю».

• Организация собрания. Невозможно разговаривать с затылком товарища, к которому обращаются. Кроме того, невозможно говорить, если ученики не знакомы друг с другом – в этом случае имя каждого должно быть написано на карточке перед ним.

• Полномочия совета. Нужно точно знать, что можно обсуждать, а что нет. Нельзя обсуждать на совете человека, которого нет и который не может объясниться. Существуют также предметы для обсуждения, которые не относятся к полномочиям совета. Нелепо обсуждать вопросы, еоторые находятся за пределами компетенции совета.

• Распределение ролей. Никакой совет не может функционировать без президента и секретаря заседания. Никакая организация не может работать, если не определены и не соблюдаются роли.

• Уважение к режиму работы. Должен соблюдаться принятый регламент, очередность продолжительность выступлений. В противном случае все заседание рискует рассыпаться и потерять смысл.

• Ведение записей. Необходимо каждый раз повторять возвращаться к тому, что уже обсуждали в прошлый раз. Поэтому необходимо минимальное «делопроизводство», чтобы избежать повторов и иметь возможность сравнивать вновь принятые решения с прежними. Вот почему так важно наличие «Бортового журнала».

• Реализм учителя. Совет - это не самоуправляемый организм, он не может работать без взрослого. Взрослые, присутствующие на совете, бесспорно, имеют право вмешиваться по необходимости: физическая или психологическая безопасность ученика, манипулирование группой со стороны каким-либо лидером. Фернан Ури предостерегает: «Часто возникают ситуации, когда слишком радикальные демократы, движимые энтузиазмом, отказываются от вмешательства в работу совета. Учитель из этических соображений отказывается от власти. Опыт подсказывает, что вскоре и группа целиком, и наиболее слабые ее члены, и учитель, отказавшийся от своей миссии, будут управляться наиболее активными личностями. Следствия этого известны: после вечеринки и веселого времяпровождения наступает тревога, утомление, депрессивная апатия и – ожидание твердой руки. В наилучшем случае, учитель, переболевший идеями демократии и «нового образования», вновь занимает свое учительское кресло и продолжает вести уроки.

Таким образом, совет - не панацея для решения проблемы школы, это лишь инструмент для решения трудной и протяженной во времени задачи - построения закона, который поможет каждому наилучшим образом утвердиться внутри коллектива.