?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Слово «разбор» в предыдущем посте я взял в кавычки и оговорился несколько раз,  понимая, что оно не понравится уважаемой публике. Читают этот блог для учителей, думаю,  в основном родители; а родители не любят такие школьные слова, как и школу вообще –  и тут я с ними конечно же согласен.

Разбор, анализ, мотив и сюжет – все это мешает естественному  восприятию фильма или, в более широком смысле – текста.

Идея «непосредственного восприятия» становится весьма популярной  особенно среди людей, критически настроенных к школе, среди леворадикальных родителей.

Не будем морочить себе голову!  Зачем искать того, чего нет в тексте? Дорастет – поймет, а пока и того достаточно!. Пусть они, дети, сами смотрят и думают, не будем им навязывать своего мнения…

Сам – звучит красиво. Но «самому» не  выйти за пределы привычного. Можно только ходить внутри круга того, что само собой разумеется.  Для выхода во вне, за пределы, нужна другая точка  зрения, другое видение, другой человек. Одним словом – учитель.

Идея «непосредственности» очень привлекательна как любая «левая» идея, направленная на разрушение застывших и безжизненных форм,  от нее веет свежестью и  жизнью. Что та напридумывали эти критики, литературоведы, искусствоведы и музыковеды?  Высушили, умертвили и отбили  желание. Доверимся чувству! И здравому смыслу!

На этой картине яблоко не похоже на настоящее.
Странный фильм: в жизни так не бывает.
Терпеть не могу эту музыку.
Я б на месте Татьяны Лариной так не поступила б.

Вот он, здравый смысл! То что не вписывается, не влезает в жесткие рамки его – странно, глупо, плохо. Мне не нравится. Почему? Ну, не нарвится.

Для справедливости, иногда – нравится.  И тогда человек живет под впечатлением последней прочитанной книги или просмотренного фильма: волнуется, сопереживает, представляет себя на месте – и так до следующей книги или фильма.

Такого человека легко впечатлить не только произведением искусства, но и произведением средств массовой информации или словами авторитетного человека. Он всегда под впечатлением. Это результат естественного, непосредственного восприятия искусства.

Tags:

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
lugermaxotto
May. 4th, 2014 04:35 pm (UTC)
Угу. А подобная "непосредственность" вполне излечима, лучше всего смехом. Тут может помочь Чуковский, цитирующий возмущенные письма к нему- ну там "противоестественно, чтобы муха совокуплялась с комаром".
Для меня в школьном возрасте проблема разбора осложнялась предоставлением "готовых" разборов из учебника. Понятно, втихую высмеивали, распевая нечто вроде

Зачем Герасим утопил Муму?
И почему?
Я не пойму!
Печально смотрит на него
С речного дна
Мума!

Edited at 2014-05-04 04:39 pm (UTC)
lagushka
May. 4th, 2014 05:21 pm (UTC)
Ага, ага, а как морфологический, морфемный, синтаксичский разбор в русском языке, так не надо, а как разбор фильма, то полезно и нужно...;-)
rustam_kurbatov
May. 6th, 2014 03:08 pm (UTC)
если ВЫ мне расскажите, зачен нужны разборы в русском языке
lagushka
May. 6th, 2014 04:04 pm (UTC)
Разбор - это анализ. То же разложение впечатления на составляющие, чтобы понять, что тут на тебя действует и как.
Вот морфемный, например. Чехов в "Белолобом" пишет "волчиха". От слова "волчиха" же совершенно другое впечатление, чем от "волчицы".
Смотрим, что дает суффикс "их" для восприятия.
С синтаксисом то же. Впечатление от речи можно разложить на составляющие. Короткие простые предложения, например, могут передавать стремительность событий. Предложения со схожими синтаксическими конструкциями делают более яркими противопоставления.
Морфология вместе с синтаксисом. Родитель, используя безличный глагол "Ему прилетело по попе", вместо "Я его побил" снимает с себя ответственность.
Лексика. Те же сми. Если сравнить, какие слова из ряда синонимов выбирают те или иные газеты в заголовках, можно уже понять, какое впечатление они хотят создать.
Мне не очень нравятся просто разборы. В школе они даются ради самих себя. Это, конечно, мало осмысленно. Но вот, научившись делать синтаксический разбор, мы можем с детьми распространять их предложения по схеме, если у них еще не очень получается писать ярко и точно сразу.
Ну и синтаксические разборы необходимы для восприятия текста, чтобы понимать, что и как и с чем связано.
Ведь дети очень не сразу начинают видеть структуру предложения, а понимая, что в предложении можно искать время, место действия, понимая, что если есть определение, то есть и определяемое, они легче получают информацию. Когда в голове готовые структуры, их остается только заполнять, это значительно экономит силы, которые остаются на понимание.
История языка - очень интересная вещь. Но чтобы увидеть историю, нужно иметь что-то неизменное, например, изучать, как изменялась категория числа, или времени, или вида, или возвратности, или рода, или одушевленности. Если эти категории неизвестны, то про это говорить невозможно.
Ну и элементарно, понимая, что в слове поход "по" - приставка, ребенок соображает, как это слово написать, зная, что приставки "па" не бывает. В русском языке морфемный принцип орфографии, и зачастую разбор слова по составу запросто дает ответ, как это слово писать.
myumla_mama
May. 4th, 2014 06:34 pm (UTC)
Просто есть Лихачев, Лотман и Гаспаров, а есть сводящий зубы учебник со сравнительной таблицей героев произведения. И если бы этой "живой воды" плескали во все разборы, никто бы их не боялся.Они высвечивают невидимые грани, делятся открытиями. (P.S я кстати в одном лице и учитель, и родитель :))
rustam_kurbatov
May. 6th, 2014 03:10 pm (UTC)
и хороший учитель
svetlanapronoza
May. 5th, 2014 02:59 am (UTC)
Сын 9-классник написал сочинение на тему "какие чувства вызывает у меня такое-то стихотворение": "никаких чувств оно у меня не вызывает, потому что я вообще стихи не люблю". Учительница сказала, что его чувства никого не интересуют, а писать надо так, как положено. Итог - свою "2"-ку носил как медаль и чувствовал себя правым на 100%.
rustam_kurbatov
May. 6th, 2014 03:14 pm (UTC)
думаю, не надо спрашивать, про чувства.
В каком-то смысле учительница была права...
svetlanapronoza
May. 7th, 2014 04:15 am (UTC)
ну так учительница пусть тему сочинения соответствующим образом формулирует. А так она только лгать учит.
( 9 comments — Leave a comment )