rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov

Охотники на привале

Охотники на привале в первом кадре – это, конечно, ухмылка режиссера.  Вы что поверили, что фильм будет о «Том самом?», без второго дна и подтекста?

И далее по тексту. «Голова-то у меня мыслящая…», «Мыслящий человек просто обязан это делать» - два раза «мыслящий» в одной фразе задают первую тему фильма.

И вторая тема: «Если б вырос сад, я сказал бы «сад», я никогда не вру», после чего, как помните, из леса выходит подстреленный олень с вишневым деревом на голове. Этот Бкрон действительно всегда говорит только правду: доказательство тому и шкура худого медведя и утки, падающие  через дымоход.

Этого нет в рассказе о «том Мюнхаузене», фантазере и лгуне.

Эти темы, возникнув в первой сцене, проходят через весь фильм - как в музыкальном произведении, в фуге, может быть. Вам сонату. Фугу или что-нибудь покрепче?

Потом появляется тема времени: «Пробило три, Барон выстрелил два, згачит – пять». И тема «садовника Мюллера»: «Вы предлагаете мне быть как все, не летать на Луну…»


Увидеть тему легко. Она задается особенными, заряженными словами: свобода, мыслить, быть как все, правда.

Это отклонения, уходы в сторону от «той самой истории», от книги Распэ и любимого детского мультфильма. Это то, чего нет в детской истории о Мюнхаузене.

Это такие места, фразы, которые нарушают обычное течение рассказа – как складки на гладком полотне сюжета. Складки текста.

Через них и выступает авторский замысел – точнее и вернее, чем через рецензии критиков или рассказы о повседневной жизни рубежа семидесятых-восьмидесятых.

Зацепив начало каждой темы: «Барон всегда говорит правду» или «мыслящий человек обязан это делать», мы следим за ее развитием в картине. Ясно, что нужен второй, медленный, просмотр фильма.

Первый раз фильм надо смотреть целиком, не прерываясь на полдники, не останавливаясь на комментарии.  Целиком -  без разбора и анализа -  смеяться, когда смешно и не очень задумываться. Впечатление – вот что важно для первого просмотра. И, разумеется, знание сюжетной линии.

И я готов поставить пять баллов тем десятиклассникам, которые кричат с порога класса: «О, какой классный и смешной фильм!»

Хорошо бы смотреть первый раз фильм в классе, целиком, на большом экране – что б как в кино, чтобы смеяться вместе. Но не выходит так. Поэтому сорок минут – вместе, а остальное – дома. Такое домашнее задание, ясное дело, делают почти все.

Второй просмотр, если угодно,  - это разбор фильма.
Не нравится слово «разбор» - так медленный, вдумчивый просмотр, сцена за сценой, кадр за кадром. Сюжет уже известен, общее впечатление есть – теперь присматриваемся к деталям. В деталях, как известно, кроется замысел автора.

Я попытался рассказать, как перейти от непосредственного восприятия фильма к пониманию других смыслов. Не навязывая эти смыслы и не отказываясь от «естественного» взгляда. 
Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments