?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

осле непонятных для подростков «Покровских ворот» и мрачного Города Зеро» смотрели «Того самого Мюнхаузена».
- О, - сказали любимые ученики, - наконец-то! Какой хороший и веселый фильм. Спасибо Вам. Уж на этот раз Вы не будете искать вторых смыслов…

Вторых не буду. Первых, только первых!

Можно, конечно, заступиться за десятиклассников: во-первых фильм действительно смешной; во-вторых, они не жили в семидесятые и им не понять тогдашнего юмора и подтекстов.

Ну и что, что не жили? Что ж, тогда можно понять только то, что видел своими глазами? ТО есть то, что произошло за последние три-четыре года их боле-менее сознательной жизни?

А как же Пушкинская эпоха, европейское средневековье, не говорю уж об Античности? В этом и есть смысл образования – понять то, что не видел ссвоими глазами. Остально е- и каждый необразованный человек может.

Но как? Как выпрыгуть за границу очевидного? Можно конечно рассказать им: вот такая обстановка в мире была, вот так шутили… Но, - говорят они, - мы этого в фильме не видим и не чувствуем, а Вы сами нас учили доверять не чужим словам, а собственным чувствам. Не чувствуем…

Придумал: надо спросить родителей, а что они видят в этом фильме? И как он смотрелся тогда, в восьмидесятые? Спросили. Хорошая комедия, - ответили родители почти единогласно, - очень смешной фильм и артисты любимые. Два-три человека всего были не согласны. Ерунда какя-то, - сказали они, - глупый фильм.

Две полярные родительские точки зрения – ясное дело, это одна точка. Это взгляд на фильм о Мюнхаузене как на фильм о «Том самом Мюнхаузене», бароне из Ганновера, известного нам по книге Распэ, да еще по мультфильму. То ли родители нынешних восьмиклассников слишком молоды, то ли они не захотели отделить взгляд из 2014 года и из восьмидесятых годов – но они недалеко ушли от восторженной подросткой реплики: Какое хорошее и смешное кино!

Поискал отзывы на фильм в интернете: бесподобный Янковский, чудный Абдулов, баронесса…

Я смотрел этот фильм, по причине того, что работаю в школе, наверное раз двадцать. Замечательная и трогательная комедия! Не подумайте, что я хочу спорить с этой точкой зрения, искать вторые и третии смыслы и подтексты, разбирать и анализировать. Очень хорошее кино…

Конечно мы - те, кто жил тогда, - понимаем, о чем этот фильм. Но как для тех кто не жил и не понимает, выйти за пределы непосредственного восприятия и посмотреть другими глазами или с другой точки зрения?
И чтобы этот взгляд оказался не внешним, чужим и навязанным – а собственным?

Я вернулся к тому же вопросу, с которого и начал.

Tags:

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
myumla_mama
May. 1st, 2014 06:52 pm (UTC)
Может быть в этом и есть прелесть настоящего: подтексты и налет времени становится не так важен, как нечто сущностное? Ведь легкость, отсутствие пошлости и т.п. и то, что нравится фильм нескольким поколениям уже немаловажно. А для истории кино конечно можно поговорить о прочтении, но мне всегда было жалко книгу-фильм, когда яузнавала, а что хотел сказать автор. Например,что Свифт это сатира стало печальным воровством любимой сказки)
rustam_kurbatov
May. 2nd, 2014 09:16 am (UTC)
А может, жалко, если не понять, что хотел автор...
myumla_mama
May. 2nd, 2014 09:32 am (UTC)
понять важно, но в школе обычно над этим ставилась жирная точка, хотел сказать = сказал и никаких гвоздей. И идея режиссера важна, но мне кажется настоящесть фильма,книги, в том, что она начинает жить своей жизнью, становится шире идеи создателя. После такого совлечения покровов "сверху" осталась осторожность к такому подходу.Бережешь произведение от тех, кто раскрывает глаза на него. А то, что фильм воспринят как комедия, вот здесь очень интересно было бы послушать почему именно так его восприняли?
mamochka_nata
May. 1st, 2014 07:21 pm (UTC)
Удивлена несказанно, что этот фильм воспринимается как простая комедия (хотя она, если вспомнить финал, как минимум, трагикомедия). А во-вторых, это вообще фильм, так сказать, "не про то". Там не только два уровня смысла, там их и три, и четыре. Он разобран на цитаты. К нему скорее подойдет эпиграф: "Для умного сказано достаточно". Фильм-шедевр. Очень жаль, что взрослые его воспринимают так плоско. Что же тогда можно спрашивать с подростков?
К тому же фильм ни на день не устарел, поскольку высмеивает "вечные" пороки.
"Неужели, чтобы убедиться, что человек живой, вам надо его убить?" Разве это не про нашу жизнь? Это и про многодетную мать, и про образование, и про бизнес. Про любую область, где царит наш чиновник.
И вы совершенно правильно делаете, что показываете такие фильмы детям. Вырастут поймут.
rustam_kurbatov
May. 2nd, 2014 09:18 am (UTC)
"Да что там, чиновники, мама, что они могут сделать?"
koyger
May. 1st, 2014 09:41 pm (UTC)
Мне кажется, достаточно кратко сказать, что другие смыслы фильма существуют, и дать ссылку на более подробное объяснение.
Обязательно найдутся те, кто захочет почувствовать атмосферу поточнее, насладиться полным пониманием.
И всегда есть большинство, кому это не интересно. Пусть живут )
koyger
May. 1st, 2014 09:42 pm (UTC)
Ещё Достоевский писал, что _действительно_собственный_взгляд_ - самая трудная и хлопотная вещь на свете
rustam_kurbatov
May. 2nd, 2014 09:23 am (UTC)
Согласен и с Вами и ФМ
rustam_kurbatov
May. 2nd, 2014 09:20 am (UTC)
"Пусть живут" - это не про школьного учителя.
svetlanapronoza
May. 2nd, 2014 02:42 am (UTC)
"они не жили в семидесятые и им не понять тогдашнего юмора и подтекстов."
они просто еще мало жили. А их родители слишком давно пересматривали фильм. Я не так давно показывала его своим детям, и для меня эта комедия вдруг превратилась в драму.
Ничего не поменялось, все смыслы фильма актуальны и сейчас.
rustam_kurbatov
May. 2nd, 2014 09:24 am (UTC)
только надо их уметь увидеть
svetlanapronoza
May. 2nd, 2014 01:05 pm (UTC)
Подрастут - научатся. Достаточно вполне Ваших слов о наличии этих смыслов. Если не знать, что они есть, их найти труднее. Они сначала в своих фильмах поищут смыслы, а потом и в классике будут находить.
svetlanapronoza
May. 2nd, 2014 02:44 am (UTC)
в конце концов, читаем же мы сказки детям, не требуя их осмысления. Сказки мягко ложатся на подсознание и оттуда звучат в нужное время. Вот и с фильмом также.
rustam_kurbatov
May. 2nd, 2014 09:21 am (UTC)
Что сознание свое беречь-то и зачем мягко стелить?
svetlanapronoza
May. 2nd, 2014 01:02 pm (UTC)
Своё сознание беречь не надо.
Вам же хочется чужое восприятие изменить. Ну, не чувствуют дети, не с чем им сравнить в их реальности то, что увидели в фильме. Столкнутся в жизни - почувствуют, фильм-то с ними останется, ляжет мягко, так как насильно чужие смыслы им не напихали. Я об этом.

Edited at 2014-05-02 01:02 pm (UTC)
tassil
May. 2nd, 2014 10:32 am (UTC)
А я уже и не воспринимаю его как комедию. "У меня был друг, но он меня предал, у меня была любимая - она отреклась.... Я улетаю налегке." " Но втайне, втайне - ты же можешь верить!!!! - Я не могу в тайне..." Учитывая, с чего все начинается - комитрагедия, ага.
myumla_mama
May. 2nd, 2014 10:38 am (UTC)
А вот вдогонку про "мягко стелить" хочется спросить у Вас, как рано Вы говорите с детьми о холокосте, лагерях и других тяжелых темах? я встречала мнение у Людмилы Петрановской, что такой рассказ - насильственная травма. А мне кажется,что есть вещи про которые не знать опасно.
( 17 comments — Leave a comment )