?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фрагмент из книги "Танки директора школы"

«Я люблю яблоки и мою учительницу…»

С первого школьного дня, с первого урока, дети пишут письма. Настоящие, адресованные ученикам другого класса, города, страны. Пишут на русском, на английском, на французском... Переписка, как говорил Селестен Френе, - это королевская дорога в обучении языку.

Первые письма, полученные нашими учениками от первоклассников из Корбей Эссона, пригорода Парижа, были вкусными и сочными: «J”aime les pommes et ma maitresse. J” aime les Russes.» Я люблю яблоки, свою учительницу. Я люблю русских… Я бежал с почты с этими конвертами, подпрыгивая от радости.

Однако, что скажет скептический родитель или строгий учитель?
- Ребенок так всегда будет писать банальные фразы и никогда не дорастет до хорошего литературного языка.

В школах дети переписывают фразы из учебника – правильные и красивые. Но эти фразы для ученика ничего не значат. А простые слова о яблоках и учительнице идут напрямую от сердца.

Это только начало. Через несколько месяцев, к концу года мы стали получать и другие письма. "А есть ли у вас в Красногорске на бензоколонках маленькие маганзинчики, как у нас в Корбей Эссоне?" Мы хохотали полурока.

Я люблю яблоки, учительницу, магазинчики на бензоколонках - это дорога в бесконечность.


* * *


Математика. Все так просто, взяли задачки из учебника, нарезали и наклеили их на карточки трех цветов, поставили в коробку: вот простые, вот средние, а вот очень трудные – выбирайте! В глазах детей восторг, от радости подпрыгивают, толпятся около коробки с красными карточками - самыми трудными задачами:
- А можно взять две?
- А если у меня не получится, можно я сначала сделаю желтую, а потом красную возьму?

Те же задачи из того же учебника, но откуда этот восторг? В чем секрет?

Все дело в шероховатости наших карточек. Они сделаны не из глянцевой бумаги, а из отходов картонажного производства. Карточку хочется взять в руки, она приятна на ощупь…

Всё дело в волшебных пупырышках.


* * *


Как известно, в нашей школе первоклассники с первого урока пишут. Точнее, переписывают слова, которые они продиктовали учителю, но все равно - пишут! Слова-то их собственные и печатные буковки выводят они своей рукой. И так, мало-помалу, продвигаются вперед, к самостоятельному письму.

Смотреть, как делает что-либо другой человек, пытаться подражать, делать самостоятельно - именно так и бывает в жизни.

Два вопроса остается: что и кому?

Что писать? Хоть что, лишь бы задевало, трогало, шло изнутри. Если совсем нет идей, садимся в кружок: «Что вчера делали на прогулке? Что видел по дороге в школу? Хочешь ли что-нибудь рассказать своим друзьям?»

Кому писать? Тому, кто прочитает. Сосед по парте, ученик другого класса, из другой школы, из другой страны… Письмо – это возможность сказать что-либо на большом расстоянии, когда просто сказать не хватает голоса. Для настоящего письма нужен далекий друг.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
mitsuma
Apr. 17th, 2014 10:06 am (UTC)
Я с замиранием сердца жду осени 2015 года, когда моя дочка пойдет в школу, и я именно в вашу школу нацелилась ее привести. И очень-очень страшно, а вдруг я вам не понравлюсь, и вы ее не примете?
Хотя я вот сама готова в такую школу идти учиться, даром что 28 лет стукнет скоро)))
rustam_kurbatov
Apr. 21st, 2014 10:47 am (UTC)
Понравитесь! Примем! Пусть сердце не замирает! Спасибо!
( 2 comments — Leave a comment )