?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Однажды некий ребенок принес в класс в кармане – наряду с крышечками-стекляшечками-камушками – череп дохлой крысы (это было сто лет назад, и никто уже не может точно установить родовую принадлежность грызуна). И вот посреди урока он вытащил его из кармана. Представляю наших великих учителей, окажись они в такой ситуации. Кто как отреагировал бы? Говорят, Френе был жутко рад – всем показал этот череп и посвятил ему весь урок: разбирал, какое это животное, какие у него зубы, чем оно питается, где живет, опасно ли для человека… Куча проектов появилась на основе этого черепа – по естествознанию, математике и письму.

Вот отношение Селестена Френе к школьной программе и к тому, что мы делаем на уроке.

Ребенок приходит в класс со своими интересами, проблемами, желаниями – давайте отсюда и строить программу. Событие входит в класс. Что-то произошло на улице – это и является нашей программой, этим мы и занимаемся.

Многие современные учителя, работающие по принципам Френе, начинают день с собрания. Дети сидят кружочком – рассказывают, что произошло, что у них нового. Как ты проснулся, что видел по дороге, о чем говорил с родителями, как провел воскресенье? С чем ребенок приходит в школу, что его волнует? Это и есть тема свободного текста, а не слова о том, что такое настоящая дружба и любовь к природе. Если надо – можно вместе выбрать одну-две темы. Но исходя из детского интереса!

А самое интересное – конечно же, проекты по естествознанию.

Маленькое, но лирическое отступление.

Было это двадцать пять лет назад. Я только начинал работать в школе, в классе моем было сорок человек, и только двое, за первой партой, меня слушали – остальные занимались своими делами. Мне было очень грустно. Хотел, чтобы как лучше, а получалось как всегда. И вот летом я поехал куда-то отдыхать и совершенно случайно купил в магазине книжку. Недорого – за три рубля. Селестен Френе. Думаю: начальная школа, серая обложка, Франция… Что они там могут придумать? Но открыл – и три дня не мог ни есть, ни спать. Ходил из угла в угол – как ученик в классе Френе…

В этой книжке автор как раз описывает зарождение проекта по естествознанию. Два ученика, Поль и Жан, поливают огород рядом со школой из шланга. Хулиган Поль облил водой из шланга хорошего мальчика Жана. Помутузили друг друга, а в результате… собрались в классе и решили: следующая тема у них – система орошения. Как правильно поливать поля и так далее. Отличная иллюстрация того, как реальные занятия ребенка становятся темой школьного проекта!

И это притом, что во времена Френе в глухой провинции книжек никаких не было, и интернета тем более. Трудно приходилось. То ли дело сейчас! У нас проекты по естествознанию занимают, пожалуй, вдвое больше часов, чем в среднем в школе. Учебником почти не пользуемся. И это темы, которые интересны детям. Какие именно? Если затрудняетесь с ответом – спросите самих детей. Они вам за сорок минут такого напишут – от настоящей программы и не отличишь! На нашем сайте собраны сотни таких вопросов. Длинный список: динозавры, космос, домашние кошки и собаки, как проходит беременность у морской свинки, возможна ли жизнь на Луне и Марсе…

Понятно, что ребенку в начальной школе интересно все. Вопрос – как из этого сделать хороший проект. К тому же для учителя все это кончилось бы настоящим безумием, делай он двадцать пять проектов сразу. Вариант: выбрать три-четыре темы путем голосования. Одни занимаются динозаврами, другие – слонами-носорогами, третьи – жизнью на Марсе. У каждой группы есть энциклопедии, книжки, в конце концов – интернет; учитель задает план работ… Вот так примерно и происходит.

Вся программа у Френе – список таких проектов. Хотя слово «проект» очень не любят французы. Тут две причины. Первая – французы вообще не любят все американское, а вторая – проект в современном понимании – это, как правило, не то, что дети сами придумали, а то, что учитель захотел, что взрослому интересно. К тому же это надолго – на год. Не верю, что десятилетний ребенок в состоянии в течение года думать над одной темой! У нас совсем маленькие проектики. Десять уроков – сменили тему.