rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov

Categories:

СЕЛЕСТЕН ФРЕНЕ. Это будет другая школа.

Ridinrun-5

Итак, Френе возвращается в родную школу на юге Франции. Департамент Высокие Альпы, горный массив у моря, в нашем понимании – глухая провинция, далеко от столицы, которая живет своей жизнью. Френе, Монтессори, Штайнер и прочие – люди одной команды, у них одна Библия. Они верят, что ребенок по своей природе любознателен. Надо поместить его в хорошую среду, и он будет обучаться, развиваться и процветать. Принуждение – минимально. Но Френе от этого течения немного отходит. Во-первых, не будем скрывать: сказались личные амбиции – французы все амбициозны. Во-вторых, Френе не был высоколобым интеллектуалом. Он был практичным крестьянином и думал очень конкретно. Когда другие говорили и много писали о доброй природе ребенка, Френе от этого был далек. Он понимал, что надо работать. Что нужны не просто философские разговоры, а техники и методики. На мой взгляд, в этом его сила. В соединении общих, философских идей с конкретными педагогическими приемами.

Видимо, дело не в том, решает Френе, чтобы просто изменить содержание программ, не в том, чтобы учить детей другому (хотя и это, конечно, тоже важно), – надо менять весь уклад, всю систему. Отсюда вырастает его новое понимание школы.

Во-первых, программ как таковых – нет. Есть ребенок со своим интересом, со своими потребностями. Школа мыслится Френе как место, куда входит улица. Где занятия из обычной, повседневной жизни находят свое продолжение.

Во-вторых, нет уроков как уроков. Первое, что делает Френе, – разбирает и выбрасывает преподавательскую кафедру. Учитель на одном уровне с учеником. Собственно говоря, и стола нет: учитель ходит между партами учеников, работает вместе с ними. И рядов-то никаких нет – он ставит столы так, чтобы детям было удобно работать, а не слушать. Самым страстным образом Френе критикует схоластическую школьную систему, когда один человек у доски, а все остальные сидят и смотрят.

И, наконец, третье – метод. Свой метод Френе иногда называет естественным методом (метод натюрель) или «познанием на ощупь». Можно сказать еще «экспериментальный путь познания», «исследовательский подход». Френе понимает, что ребенку, особенно крестьянскому, не свойственно мыслить понятиями, правилами и алгоритмами. Все начинается с непосредственного опыта, эксперимента, наблюдения. И только после этого, медленно продвигаясь, ребенок может делать выводы и приходить к каким-то концепциям.

Вот, пожалуй, те принципиальные, базовые вещи, которые меняет Френе. И так рождается другая школа. Где класс не похож на класс, где нет повторения, а есть самостоятельный поиск.

Скажите, если кто-то из учеников плохо ведет себя на уроке – не слушает, занимается своими делами, – что мы делаем обычно? Что греха таить: дисциплинируем. Мягко – гладим по плечу, делаем замечание, обращаем внимание на то, что надо работать, или более жестко – делаем запись в дневнике, вызываем родителей. Наверное, это тоже нужно и правильно. Кто будет спорить? Но Френе убежден, что все проблемы ребенка, с которыми мы сталкиваемся в школе, – неспособность или нежелание учиться, невнимательность, рассеянность – производные от внешней среды, а не следствие его невоспитанности. Не нужно пытаться воздействовать на его психику, читать мораль и призывать к порядку. Френе в этом отношении был последовательным материалистом. Окружающая среда влияет на сознание человека. Изменим ее – и ученик будет другим. Это очень вдохновенный тезис. Ребенок не работает – не хочет или не может – не потому, что он плохой, ленивый по своей природе, а потому, что школа скучная. Потому, что в ней ребенок вынужден сидеть, ничего не делать, слушать и выходить к доске.

Tags: Селестен Френе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments