?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ridinrun-5

Итак, Френе возвращается в родную школу на юге Франции. Департамент Высокие Альпы, горный массив у моря, в нашем понимании – глухая провинция, далеко от столицы, которая живет своей жизнью. Френе, Монтессори, Штайнер и прочие – люди одной команды, у них одна Библия. Они верят, что ребенок по своей природе любознателен. Надо поместить его в хорошую среду, и он будет обучаться, развиваться и процветать. Принуждение – минимально. Но Френе от этого течения немного отходит. Во-первых, не будем скрывать: сказались личные амбиции – французы все амбициозны. Во-вторых, Френе не был высоколобым интеллектуалом. Он был практичным крестьянином и думал очень конкретно. Когда другие говорили и много писали о доброй природе ребенка, Френе от этого был далек. Он понимал, что надо работать. Что нужны не просто философские разговоры, а техники и методики. На мой взгляд, в этом его сила. В соединении общих, философских идей с конкретными педагогическими приемами.

Видимо, дело не в том, решает Френе, чтобы просто изменить содержание программ, не в том, чтобы учить детей другому (хотя и это, конечно, тоже важно), – надо менять весь уклад, всю систему. Отсюда вырастает его новое понимание школы.

Во-первых, программ как таковых – нет. Есть ребенок со своим интересом, со своими потребностями. Школа мыслится Френе как место, куда входит улица. Где занятия из обычной, повседневной жизни находят свое продолжение.

Во-вторых, нет уроков как уроков. Первое, что делает Френе, – разбирает и выбрасывает преподавательскую кафедру. Учитель на одном уровне с учеником. Собственно говоря, и стола нет: учитель ходит между партами учеников, работает вместе с ними. И рядов-то никаких нет – он ставит столы так, чтобы детям было удобно работать, а не слушать. Самым страстным образом Френе критикует схоластическую школьную систему, когда один человек у доски, а все остальные сидят и смотрят.

И, наконец, третье – метод. Свой метод Френе иногда называет естественным методом (метод натюрель) или «познанием на ощупь». Можно сказать еще «экспериментальный путь познания», «исследовательский подход». Френе понимает, что ребенку, особенно крестьянскому, не свойственно мыслить понятиями, правилами и алгоритмами. Все начинается с непосредственного опыта, эксперимента, наблюдения. И только после этого, медленно продвигаясь, ребенок может делать выводы и приходить к каким-то концепциям.

Вот, пожалуй, те принципиальные, базовые вещи, которые меняет Френе. И так рождается другая школа. Где класс не похож на класс, где нет повторения, а есть самостоятельный поиск.

Скажите, если кто-то из учеников плохо ведет себя на уроке – не слушает, занимается своими делами, – что мы делаем обычно? Что греха таить: дисциплинируем. Мягко – гладим по плечу, делаем замечание, обращаем внимание на то, что надо работать, или более жестко – делаем запись в дневнике, вызываем родителей. Наверное, это тоже нужно и правильно. Кто будет спорить? Но Френе убежден, что все проблемы ребенка, с которыми мы сталкиваемся в школе, – неспособность или нежелание учиться, невнимательность, рассеянность – производные от внешней среды, а не следствие его невоспитанности. Не нужно пытаться воздействовать на его психику, читать мораль и призывать к порядку. Френе в этом отношении был последовательным материалистом. Окружающая среда влияет на сознание человека. Изменим ее – и ученик будет другим. Это очень вдохновенный тезис. Ребенок не работает – не хочет или не может – не потому, что он плохой, ленивый по своей природе, а потому, что школа скучная. Потому, что в ней ребенок вынужден сидеть, ничего не делать, слушать и выходить к доске.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
janemouse
Apr. 7th, 2014 06:53 pm (UTC)
Да, это всё мне очень созвучно - если детям интересно,
если они заняты своими исследованиями и экспериментами, они не отвлекаются!
rustam_kurbatov
Apr. 8th, 2014 11:28 am (UTC)
Конечно!
not_one
Apr. 7th, 2014 09:44 pm (UTC)
все это на бумаге. естьли хоть кто-то воплощающий это???
я мечтаю их найти.

я живу в департаменте Рон-Альпы. горы у Женевского озера.
Школа во франции- адская тупая зубрежка. ненужные по возрасту, кондово сформулированные блоки неиспользуемой информации. с 8 лет история каку нас в 8мом примерно классе-древние люди, археология, реальные сложные археологические и антропологические термины, даты в 10.000 и миллионах (когда по математике и тысяч=то еще не проходили!)и т.п. не просто непонятное но и абсолютно далекое от них. потом еще галлы и римляне по полной программе,и это все за один год.
география как в российской школе классе в пятом, биология - дыхательная система,пищеварение(!)с названиями всех процессов,частей и органов, обалдеть можно от количества информации.
при этом дети совершенно НЕ УМЕЮТ думать. вообще. только зубрят.
ни интереса ни любознательности этообразование не развивает.наоборот. как только он появляется он тут же задавливается зубрежкой.
контрольные просто валом валят.

спроси его что-нибдуь по материалу начала года-пустыня.
выучил - написал- забыл.
вся система обучения построена на зубрежке,повторении в следующем годуна более сложном уровне=знова зубрежке и т.п.

как старая советская школа. учитель у доски остальные - трава.
ни уроков труда,ни музыки,ни спектаклей для родителей,ни че го.
тупо зубрим целыми днями. материала столько,что ни на что времени просто нет.
домашних заданий *запрещенных во франции по закону,кстати! на КАЖДЫЙ ДЕНЬ у нас гора.зубрить,переписывать написанное с ошибками, учить грамматику, слова, материалы по гуманитарным предметам.
почему при такой интенсивности общий уровень такой низкий=ума не приложу. видимо система неэффективна.
дети никакие.
если нет прямого решения вопроса -ступор.
ни фантазии ни сообразительности,ни логики ни че го не развивает эта программа.


уровень знаний - дико низкий.
ребенок 4года назад приехавший с потрясающей памятью - рассказывал выученные на слух с аудиокассеты рассказы,страниц по 10 на одном дыхании. сейчас с трудом запоминает полстраницы текста. может пересказать,но выучить с трудом.
только что ездил на олимпиаду по французской грамматике(!) прошел во второй тур ,где из 30.000 участников вышли на региональныйуровень 10.000.и это русскоязычный ребенок у которого фр.не родной и прямо скажем язык у него не крут. который пишет практически на слух с кучей ошибок. Страшно подумать что же остальные 20.000 детей в этих школах - как они пишут??

я не знаю слышали ли французы о Френе.
но явно не министерство образования.

rustam_kurbatov
Apr. 8th, 2014 11:27 am (UTC)
Ужас! Все знакомо.
Во Франции есть несколько тысяч учителей, работающих по системе Френе.
not_one
Apr. 8th, 2014 08:41 pm (UTC)
да ну не ужас ужас.и есть и хорошие стороны. но слишком многое нам неблизко,это факт. ну и это я в сердцах написала,конечно.наверное многие со мной не согласятся

как их найтиэтих учителей??
вот вопрос.
я погуглила,нашла ПЯТЬ школ.
самая ближняя к нам в Лионе.

но это от нас другая планета.
может быть в Женеве поискать... мы прямо рядом.
( 5 comments — Leave a comment )