?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Саша, старшая дочь, студентка 4 курса,  рассказывает, что преподаватель по социальной психологии пытался организовать на семинаре работу студентов в группах. Пытался на протяжении двух часов…

 

Наши первоклассники умеют это делать – работать в группах – к концу первой четверти.

 

Работа в группе. Мне кажется, это главный вопрос «гуманной педагогики». К чему разговоры о гуманизме, если урок остается уроком, если ребенок должен молчать сорок минут? Молчать и не двигаться.

 

 

 

Почему «гуманная педагогика» (педагогика сотрудничества) не стала практикой нашей школы, несмотря на надежды девяностых годов? Думаю, одна из причин – в том, что «гуманизму» так и  не пришло подкрепление с методического фланга. Нужны другие методики, другие способы организации урока - более эффективные, чем инструменты  старой доброй школы!

 

Я не буду говорить о том, что группы – это хорошо. Только технические детали.

+++

 

 

Парты в «современной школе» должны стоять так, чтобы дети на уроке могли бы говорить, общаться, работать вместе, если надо – ходить с места на место. Что бы там ни говорили инспектора Роспотребнадзора.  Такая расстановка мебели – атрибут современной школы, как ровные ряды – атрибут школы вчерашнего дня.

 

Это трудно для учителя. Хочется, чтобы ученики смотрели только на тебя и жадно ловили твое  каждое твое слово. Очень хочется.

 

Месяца два назад я замещал урок. О замене узнал за три минуты до звонка. Вбегаю – ученики уже сидят:  рядами, затылок в затылок, как в школе.  Сидят и смотрят на тебя. Захотелось сыграть школьного учителя и провести обычный урок: «Откройте тетради, запишите тему…»   Как всё просто.

 

А когда дети сидят за «большими столами», традиционный урок  не пройдет. Никто тебя не будет слушать больше пяти минут. Нужно думать, как иначе организовать работу учеников. 

 

Кто-то сказал, что тоталитаризм отличается от демократии способом расстановки мебели. По крайней мере, современная школа  отличается  от традиционной способом расстановки парт.

 

Мебель определяет сознание.

Comments

dz0rin
Sep. 17th, 2010 04:54 pm (UTC)
Отвечать за себя и отвечать группой - это ведь про разное. Отвечая от имени группы, нельзя ответить так, чтобы все мнения не были учтены. А чтобы написать групповое сочинение (нарисовать рисунок, сделать модель...), сначала нужно научиться самому делать это блестяще, в уединении.
tanyamarch
Sep. 17th, 2010 05:17 pm (UTC)
Я немножко о другом - тема-то "мебельная" :): трудно сосредоточиться, мысленно "уединиться", если столы стоят кругом и ты в любую секунду можешь, например, оказаться под чьим-то взглядом.
dz0rin
Sep. 17th, 2010 05:59 pm (UTC)
По моим наблюдениям, трудно сосредоточится только в том случае, если ребёнок изначально ориентирован на оценку извне. Думаю, начальной школе как раз под силу задача создавать условия, в которых внешняя оценка теряет смысл для такого ребёнка.
tanyamarch
Sep. 17th, 2010 05:21 pm (UTC)
Мне очень трудно представить себе блестящее творение группы в виде группового сочинения, рисунка или модели (да и смысл?!). Это, по-моему, наоборот, образчики индивидуальной работы. Мировая литература или, тем более, живопись знают лишь единичные примеры удачной "групповухи" :)))
rustam_kurbatov
Sep. 17th, 2010 05:48 pm (UTC)
Мировая литература? Живопись? Я о практике школы. Когда один у доски - остальные спят.
tanyamarch
Sep. 17th, 2010 05:50 pm (UTC)
Ну если в таком смысле :)
tanyamarch
Sep. 17th, 2010 05:53 pm (UTC)
Просто реплика была: "...А чтобы написать групповое сочинение (нарисовать рисунок, сделать модель)..."
dz0rin
Sep. 17th, 2010 06:12 pm (UTC)
А кто сказал, что в истории вообще было когда-нибудь что-либо подлинно коллективное? И была ли в том когда-либо необходимость, ведь творцов во множестве обществу и не требовалось вовсе? А разве сейчас так же дело обстоит?
По-моему, что есть коллектив, немного знакомо только тем людям, которые когда-то, в детстве, строили совместно общую потройку, хотя бы, теплоход, на котором недавно путешествовали вместе. Строили вместе просто потому, что не хватало строительного материала на всех сразу.
А в жизни что - разве по-другому? Неужели Вы думаете, что материала будет всегда хватать для реализации творческих замыслов всех, каждого из нас?!
Здесь выбор - либо научиться работать творчески в группе, договариваясь со всеми, либо довольствоваться только реализацией малых, но зато уж вполне индивидуальных проектов.
tanyamarch
Sep. 17th, 2010 06:34 pm (UTC)
Я полагаю, что есть разные виды работы: есть коллективные, где в одиночку не справиться, есть сугубо индивидуальные. Соответственно, на уроке надо обеспечивать условия и для первого, и для второго.
dz0rin
Sep. 17th, 2010 08:17 pm (UTC)
Мне кажется, что если каждый ребёнок в состоянии на индивидуальном уровне собственные представления о мире выражать в какой угодно символической форме (рассказа из опыта, в индивидуальной игре, рисунке, лепке...), то только тогда групповые формы становятся не только возможными и в то же время желанными для детей, но и полезными в смысле дальнейшего индивидуально-личностного развития. До этого этапа все виды работ, даже если дети действуют рядом друг с другом - должны быть сугубо индивидуальными.
Можно, конечно, оставить всё как обычно и общаться с классом из 24 человек (в обычной школе такое количество детей) в режиме "учитель-ученик". Но в таком режиме, если каждого ребёнка и спросят про его мнение, то за неделю, в лучшем случае 2-3 раза. И то вырешат на каждый ответ минут по 5. Особо и прислушиваться не будут, некогда. Надо просто успеть хоть как-то оценить то, что он на уроках усвоил в готовом виде. Ведь правда же? Для творчества в таких условиях обычно просто не остаётся ни времени, ни возможности.
(Deleted comment)
tanyamarch
Sep. 18th, 2010 05:25 am (UTC)
Да я, собственно, и не спорю. Я, наоборот, сторонник, всё-таки, индивидуальной работы (потому что. как написала, лично мне работа в группе не интересна).
dz0rin
Sep. 18th, 2010 08:02 am (UTC)
Знаете, мне кажется, что никто не станет учителей ограничивать в выборе форм работы с детьми.

У нас в Новосибирске закрыли одно педучилище. В его большом здании сейчас располагается новая расширяющаяся как на дрожжах служба мониторинга образования. Туда приглашают работать, например, большое количество самых опытных психологов, за приличную плату (я думаю, это одна из причин, почему классы в обычных школах стали укрупнять - денег-то на образование больше не выделили). Так что разговоры о том, что оплата труда учителя будет поставлена в зависимость от результата его работы, по-моему, закончатся тем, что разработают всё-таки критерии оценки качества образования и начнут мониторить нашу работу, по полной. Причём, оценивать уже не по бумагам будут, как сейчас, а по наличию тех или иных способностей. Знания, умения (как это было раньше) проверять уже не будут.

А кто и каким именно образом достигнет результата - это будет его выбор (хотя некоторые жёсткие рамки и условия всё-таки вводятся...). Я так понимаю.
tanyamarch
Sep. 18th, 2010 09:45 am (UTC)
В нашей стране всё как всегда: на одного работающего - семь проверяющих :)
dz0rin
Sep. 18th, 2010 10:39 am (UTC)
Уже не семь, а, наверняка, побольше! Так как же надо было работать, чтобы нашлись достаточные основания для увеличения числа этих самых проверяющих?! Причём, впервые в службу проверки приглашают настоящих, а не дутых профессионалов, имеющих за плечами не малый опыт практической деятельности.
dz0rin
Sep. 17th, 2010 08:42 pm (UTC)
Задача осложняется тем, что никакие известные до сих пор формы коллективной работы (коллективно-распределённая деятельность или "бригадный" метод, например) в плане творческого развития индивидуальности каждого ребёнка, как я думаю, не подходят.
А задача такова, чтобы индивидуальность творчески только прирастала, а не пострадала от такой формы работы. Причём, прирастала бы заметно мощнее, чем в обычных условиях общения с учителем "один на один".