?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Саша, старшая дочь, студентка 4 курса,  рассказывает, что преподаватель по социальной психологии пытался организовать на семинаре работу студентов в группах. Пытался на протяжении двух часов…

 

Наши первоклассники умеют это делать – работать в группах – к концу первой четверти.

 

Работа в группе. Мне кажется, это главный вопрос «гуманной педагогики». К чему разговоры о гуманизме, если урок остается уроком, если ребенок должен молчать сорок минут? Молчать и не двигаться.

 

 

 

Почему «гуманная педагогика» (педагогика сотрудничества) не стала практикой нашей школы, несмотря на надежды девяностых годов? Думаю, одна из причин – в том, что «гуманизму» так и  не пришло подкрепление с методического фланга. Нужны другие методики, другие способы организации урока - более эффективные, чем инструменты  старой доброй школы!

 

Я не буду говорить о том, что группы – это хорошо. Только технические детали.

+++

 

 

Парты в «современной школе» должны стоять так, чтобы дети на уроке могли бы говорить, общаться, работать вместе, если надо – ходить с места на место. Что бы там ни говорили инспектора Роспотребнадзора.  Такая расстановка мебели – атрибут современной школы, как ровные ряды – атрибут школы вчерашнего дня.

 

Это трудно для учителя. Хочется, чтобы ученики смотрели только на тебя и жадно ловили твое  каждое твое слово. Очень хочется.

 

Месяца два назад я замещал урок. О замене узнал за три минуты до звонка. Вбегаю – ученики уже сидят:  рядами, затылок в затылок, как в школе.  Сидят и смотрят на тебя. Захотелось сыграть школьного учителя и провести обычный урок: «Откройте тетради, запишите тему…»   Как всё просто.

 

А когда дети сидят за «большими столами», традиционный урок  не пройдет. Никто тебя не будет слушать больше пяти минут. Нужно думать, как иначе организовать работу учеников. 

 

Кто-то сказал, что тоталитаризм отличается от демократии способом расстановки мебели. По крайней мере, современная школа  отличается  от традиционной способом расстановки парт.

 

Мебель определяет сознание.

Comments

tanyamarch
Sep. 18th, 2010 05:25 am (UTC)
Да я, собственно, и не спорю. Я, наоборот, сторонник, всё-таки, индивидуальной работы (потому что. как написала, лично мне работа в группе не интересна).
dz0rin
Sep. 18th, 2010 08:02 am (UTC)
Знаете, мне кажется, что никто не станет учителей ограничивать в выборе форм работы с детьми.

У нас в Новосибирске закрыли одно педучилище. В его большом здании сейчас располагается новая расширяющаяся как на дрожжах служба мониторинга образования. Туда приглашают работать, например, большое количество самых опытных психологов, за приличную плату (я думаю, это одна из причин, почему классы в обычных школах стали укрупнять - денег-то на образование больше не выделили). Так что разговоры о том, что оплата труда учителя будет поставлена в зависимость от результата его работы, по-моему, закончатся тем, что разработают всё-таки критерии оценки качества образования и начнут мониторить нашу работу, по полной. Причём, оценивать уже не по бумагам будут, как сейчас, а по наличию тех или иных способностей. Знания, умения (как это было раньше) проверять уже не будут.

А кто и каким именно образом достигнет результата - это будет его выбор (хотя некоторые жёсткие рамки и условия всё-таки вводятся...). Я так понимаю.
tanyamarch
Sep. 18th, 2010 09:45 am (UTC)
В нашей стране всё как всегда: на одного работающего - семь проверяющих :)
dz0rin
Sep. 18th, 2010 10:39 am (UTC)
Уже не семь, а, наверняка, побольше! Так как же надо было работать, чтобы нашлись достаточные основания для увеличения числа этих самых проверяющих?! Причём, впервые в службу проверки приглашают настоящих, а не дутых профессионалов, имеющих за плечами не малый опыт практической деятельности.