?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Саша, старшая дочь, студентка 4 курса,  рассказывает, что преподаватель по социальной психологии пытался организовать на семинаре работу студентов в группах. Пытался на протяжении двух часов…

 

Наши первоклассники умеют это делать – работать в группах – к концу первой четверти.

 

Работа в группе. Мне кажется, это главный вопрос «гуманной педагогики». К чему разговоры о гуманизме, если урок остается уроком, если ребенок должен молчать сорок минут? Молчать и не двигаться.

 

 

 

Почему «гуманная педагогика» (педагогика сотрудничества) не стала практикой нашей школы, несмотря на надежды девяностых годов? Думаю, одна из причин – в том, что «гуманизму» так и  не пришло подкрепление с методического фланга. Нужны другие методики, другие способы организации урока - более эффективные, чем инструменты  старой доброй школы!

 

Я не буду говорить о том, что группы – это хорошо. Только технические детали.

+++

 

 

Парты в «современной школе» должны стоять так, чтобы дети на уроке могли бы говорить, общаться, работать вместе, если надо – ходить с места на место. Что бы там ни говорили инспектора Роспотребнадзора.  Такая расстановка мебели – атрибут современной школы, как ровные ряды – атрибут школы вчерашнего дня.

 

Это трудно для учителя. Хочется, чтобы ученики смотрели только на тебя и жадно ловили твое  каждое твое слово. Очень хочется.

 

Месяца два назад я замещал урок. О замене узнал за три минуты до звонка. Вбегаю – ученики уже сидят:  рядами, затылок в затылок, как в школе.  Сидят и смотрят на тебя. Захотелось сыграть школьного учителя и провести обычный урок: «Откройте тетради, запишите тему…»   Как всё просто.

 

А когда дети сидят за «большими столами», традиционный урок  не пройдет. Никто тебя не будет слушать больше пяти минут. Нужно думать, как иначе организовать работу учеников. 

 

Кто-то сказал, что тоталитаризм отличается от демократии способом расстановки мебели. По крайней мере, современная школа  отличается  от традиционной способом расстановки парт.

 

Мебель определяет сознание.

Comments

dz0rin
Sep. 17th, 2010 08:17 pm (UTC)
Мне кажется, что если каждый ребёнок в состоянии на индивидуальном уровне собственные представления о мире выражать в какой угодно символической форме (рассказа из опыта, в индивидуальной игре, рисунке, лепке...), то только тогда групповые формы становятся не только возможными и в то же время желанными для детей, но и полезными в смысле дальнейшего индивидуально-личностного развития. До этого этапа все виды работ, даже если дети действуют рядом друг с другом - должны быть сугубо индивидуальными.
Можно, конечно, оставить всё как обычно и общаться с классом из 24 человек (в обычной школе такое количество детей) в режиме "учитель-ученик". Но в таком режиме, если каждого ребёнка и спросят про его мнение, то за неделю, в лучшем случае 2-3 раза. И то вырешат на каждый ответ минут по 5. Особо и прислушиваться не будут, некогда. Надо просто успеть хоть как-то оценить то, что он на уроках усвоил в готовом виде. Ведь правда же? Для творчества в таких условиях обычно просто не остаётся ни времени, ни возможности.