rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov

Category:

СЕЛЕСТЕН ФРЕНЕ. Уроки Первой Мировой.


Работаю директором школы. В конце каждого года приходят новые учителя, которые хотят у нас работать. Как их проверить? Задаю вопросы: как уроки ведете? какие программы и методики используете? И в том числе: кого из педагогов знаете? какие образовательные системы на вас повлияли?

Кого знают? Конечно, Амонашвили, Эльконина-Давыдова, Занкова. Некоторые могут определить разницу между Занковым и Элькониным-Давыдовым. Порой – даже между Элькониным и Давыдовым… (шутка). Дальше расспросы не продолжаю: список заканчивается. Подробно про Амонашвили никто рассказать не может. Имя Монтессори связывается исключительно с рамками-вкладышами. С вальдорфской школой вообще сложно… а про своего любимого Селестена Френе я так никого и не спросил. Неудобно ставить людей в неловкое положение. Они, естественно, про него не знают – в наших педагогических институтах об этом не говорят. А обидно! Селестен Френе был одним из тех людей, которые изменили педагогику XX века, создали – не побоюсь этого слова – другую школу. Франсуаза Дольто, известный французский психолог, говорила: после Монтессори и Френе в европейской педагогике ничего нового не случилось. То есть революцию осуществили два человека – Мария Монтессори и Селестен Френе, а весь XX век лишь отрабатывал эти идеи.

***

Все началось после Первой мировой войны. В деревне Вальдорф создает свою систему Рудольф Штайнер. Мария Монтессори начинает работать в детском центре. В это же время Александр Нилл открывает свою школу в местечке Саммерхилл.

Видимо, не случайно все это совпало по времени. В сознании произошел кардинальный перелом. Люди поняли, что надо менять школу – она не должна оставаться такой, какой была до Первой мировой. Ведь война стала настоящей катастрофой. До этого – на протяжении многих десятилетий – европейцы верили в бесконечный прогресс и продвижение к общечеловеческому счастью. И вдруг молодые, восемнадцатилетние юноши, учившиеся в прекрасных школах – немцы с одной стороны, французы – с другой, – готовы убивать друг друга в рукопашном бою. Люди, которые вернулись с этой войны, задумались: а какова роль школы в формировании человека? насколько школа ответственна, если не сказать – виновата, в том, что случилось?

А она действительно ответственна. И то, что происходит в Европе после войны, – попытка понять, какой должна быть другая школа. (Интересно, что после Второй мировой, которая была такой же катастрофой, подобного осмысления не произошло.)

Tags: Селестен Френе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments