?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«А есть ли в вашей школе психолог?» - спрашивают родители новых учеников, понимая, что обычный учитель с их ребенком вряд ли справится. «Пусть психолог разбирается с такими», - говорят учителя, которые чувствуют, что их терпенью настал конец. Так вот, в нашей школе психолога нет.

 

Но у нас есть Свободный Полет! Немного, правда, два часа в неделю.

 

 

Здесь учитель ничего не предлагает – любая тема по желанию ученика. Кто что хочет.

 

Что я хотел бы знать? Что мне в жизни непонятно?

 

Это попытка поднять со дна все вытесненные туда школой Почему? и Как? Возвращение к шестилетнему состоянию, когда все любопытно и интересно. Школа, уроки и даже спецкурсы, предполагают, что ребенок ест готовую пищу, – то, что ему дает учитель «по программе». Он  потребитель, пусть даже хорошего продукта. Свободный Полет всё ставит на свои места: ты хочешь узнать, почему вымерли динозавры – давай займемся этим вопросом: вот тебе фильм, компьютерная программа и книги…

 

Свободный Полет –  не для «одаренных»,  для талантливых детей! Знать, что мне интересно в жизни, читать книжки, рисовать газету, писать тексты -  нормальному ребенку это может показаться скучным. Обычный спецкурс понятнее: работать под руководством учителя спокойнее, чем самому. Но в школе «для  талантливых детей»  Свободного Полета  должно быть шесть-восемь уроков в неделю.

 

Но еще нужнее Свободный Полет «несильным детям». Есть ли другой способ их «подтянуть»? Репетиторство и прочие приемы дрессировки – не в счет.

 

Коля, по прозвищу Батон, с товарищами.  Попытка Свободного Полета в 9 классе три года назад. Любая тема: книги, компьютерные программы. Что интересует их? Биология… Анатомия… Точнее – размножение человека.  Нашли компьютерные программы по анатомии.  Вели себя прилично. Не хихикали. А раньше спрашивали их когда-нибудь: чем интересуешься, что ты хотел бы узнать?

 

Это попытка встать на ноги, установить связь  реальными  интересами ребенка  – связь с реальностью.  Может быть, Свободный Полет стоит прописывать обязательно всем новым ученикам  как Курс молодого бойца, на полгода. Они ушли  из школы,  а мы их опять туда же, за парты…

 

Давайте составим в каждой параллели список «самых сложных учеников», которые «ничего не хотят», «ничего не могут» и «матерятся в коридорах». И пропишем им  курс Свободного Полета на полгода, на часа 4  в неделю. Может, лучше к ЕГЭ подготовятся?

 

И не обязательно в этом случае требовать доклада, газеты, выступления перед другим классом. Достаточно, чтобы ребенок читал разные книжки с картинками, даже если у него нет заранее готовых вопросов. Вопросы могут возникнуть потом. Просто дать возможность делать то, что интересно.

 

Конечно, это трудно, и можно продвигаться потихоньку. Каждый учитель сам определяет меру свободы – насколько он готов принять интересы ребенка. Поймать парусом ветер детского интереса.

 

 

В нашей школе нет психолога. Но есть Свободный Полет. Это  радикальная психотерапия - терапия реальностью.

 

 

Comments

rustam_kurbatov
Sep. 17th, 2010 08:26 am (UTC)
Всё делов в хвостике.
Эти два часа (а в этом году - четыре в 9-10 классе) ученики делают то, что они хотят делать. В чем они видят смысл. Терапия смыслом.