?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Волонтеры


Так чего же хотят дети и что им интересно? Все – пусть по-разному – сказали об одном и том же:

– Надо сделать что-то такое, чтобы старшеклассники сами этим управляли. Уроки вести, директора выбрать. Короче, то, что в государственной школе называют Днем самоуправления!

Это было сказано так единодушно и на таком подъеме, что я понял: долго мне в моем кресле не усидеть…

Однако, как специалист по средневековой культуре, я понимаю, что такое День самоуправления. Помните, что Михаил Бахтин писал о средневековом карнавале? Самого главного дурака выбирают королем или Папой, студенты отпускают скабрезности в адрес профессоров… Мир наизнанку! Все хохочут, радуются, веселятся. А на следующий день все возвращается в прежнее состояние – расписание уроков, домашние задания, порка…

Но очень уж хочется им этого Дня самоуправления, яркого карнавала. Что делать?

***

По большому счету, я и сам хотел этого больше всего. Не карнавала, конечно. А чтобы старшие помогали учителям и работали вместо них. Есть в этом очень хорошая и глубокая мысль. Чего хотят больше всего маленькие дети? Чтобы к ним в класс пришли старшеклассники, занимались с ними, учили их чему-то. Чего хотят больше всего подростки? Быть взрослыми. То есть из учеников превратиться в учителей, идти к маленьким и самостоятельно вести уроки. И наконец, чего больше всего хотят учителя? Отдохнуть от уроков, посидеть спокойно в сторонке и посмотреть, как одни учат других (шутка!).

Собственно говоря, так всегда и происходило в традиционном обществе. Родители передавали свои знания старшим детям, а те в свою очередь учили младших. Представьте, что было бы, если бы в многодетной семье, где, к примеру, пятнадцать детей, родители учили одному и тому же каждого ребенка, и так – пятнадцать раз! Зачем? Одного-двух научил, а те пускай дальше со своими младшими братьями-сестрами разбираются.

По словам психологов, специализирующихся на работе с детьми, подросток – это загадочное существо и никто не знает, как с ним надо работать, чего он хочет, к чему стремится… Я не психолог и потому могу уверенно сказать, что каждый подросток хочет одного: вырасти и стать взрослым. Это – абсолютная истина. Можно сказать, это некая страсть взросления. Любой, и отличник, и так называемый хорошист или даже троечник – без исключения, – хочет быть взрослым. Следовательно, в школе – хочет быть учителем и хочет учить. Понятно, что такое стремление – мощная движущая сила. Ради этого можно, в конце концов, что-то выучить и объяснить другому. И тогда уж – точно понять.

Когда думаешь о школе будущего – какие там предметы, учебный план, как должны идти уроки… Понимаешь: самое главное как раз в соединении двух этих порывов или даже – страстей. Того, чего хотят младшие ученики и старшие. Если бы нам удалось организовать такую школу, где одни – те, которые уже чему-то научились, – передавали бы свои знания младшим, школу, где все учат друг друга, получилась бы какая-то управляемая термоядерная реакция. Мирный синтез.

***

Олег, выходя после собрания, говорит в коридоре:

– Меня, наверное, не возьмут. У меня не по всем предметам четверки.

Есть еще Валера. Сегодня, обсуждая вопрос, кого из десятиклассников отправить работать с начальной школой, мы решили выбрать и его. У парня две или три двойки за прошлую четверть. Все остальные средства уже испробованы – ничего не помогло. Сработает ли это? Не знаю. Но мне кажется, это действительно сильное оружие. Шоковая терапия.

Итак, сегодня пятница, прошло пять дней, и у нас созрел план. На четвертом уроке пришли учителя начальной школы – рассказали, у кого какие проекты на этот месяц.

По окружающему миру: Солнечная система, животные Африки, моря и океаны.

По истории: семья, русские князья, Куликовская битва.

По литературе: список пьес для нашего Литературного театра.

Сделали заявки. И на эту же встречу пришли старшие ученики со списками одноклассников, готовых в начальной школе работать.

И вот учителя – как на бирже труда! – зачитали темы проектов и пригласили ребят к себе на работу. Старшеклассники, по два человека от класса, разошлись по начальной школе. Восемь классов в начальной школе – шестнадцать помощников. Назвали их волонтерами. Потому что зарплаты или стипендии они пока не просили – кто ж они есть? Настоящие волонтеры.

Примечание.

Несколько лет думал: как бы старшеклассников подключить к этому делу. Ребята хорошие, и, казалось бы, кому еще учить, как не выпускникам? Но – отказывались. Даже заикнуться я не мог. Видимо, все были под влиянием сильнодействующего ЕГЭ. И сейчас, честно говоря, на одиннадцатый класс я не надеялся.

Одиннадцатиклассник Дима пришел на собрание самым последним. Думаю: «Ну все, сейчас услышу жесткую критику. Старая песня о главном – не даете нам, Рустам Иванович, к ЕГЭ готовиться, опять со своими глупостями пристаете».

Выслушал он внимательно и говорит:

– Что угодно делайте, я в начальную школу не пойду. Я пойду в детский сад работать, и пусть идиоты надо мной смеются.

Что-то изменилось в наших одиннадцатиклассниках. Вышли они из-под одурманивающего влияния единого экзамена. Начали думать по-человечески. Говорят: математику, русский, физику и биологию я сдаю, с этих уроков не пойду ни в какие волонтеры, а все остальное – ладно, берите, я готов!

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
gayatree
Mar. 28th, 2014 03:46 pm (UTC)
Рустам, а вот в нашей школе каждый год устраивают "Неделю другой учёбы". За несколько недель начинают готовиться: объявляют дату начала "недели", и, со дня объявления, в течение нескольких дней те ученики, что хотят учить (с первого по последний класс) заявляют своему педагогу, какой урок я, ученик, хочу провести. Например, кто-то плетёт браслетики, кто-то строит из лего, кто-то готовит, кто-то хочет обучать капоэре, а кто-то - истории. Учитель с учеником вместе проверяют идею - получится ли из этого урок (тут в основном проверяется не тема, а подлинность намерений будущего учителя), какие материалы нужны, справится ли учитель сам или ей\ему понадобятся помощники, какая аудитория слушателей (нельзя ограничивать по полу, например "браслетики - только для девочек", можно ограничивать по возрасту, например "урок подходит для 3-6 классов") и т.д. Потом из этих проектов учителя составляют общешкольное расписание на неделю, оно вывешивается в коридорах и в течение недели-другой учителя обсуждают с учениками, кто на какие уроки пойдёт. В это время будущие учителя доводят до ума свой проект - с помощью родителей (младшие школьники), или сами. Учитель всегда готов проконсультировать, но ответственность - на ученике.
Потом начинается собственно "Неделя". Учат только дети, учителя в классах в качестве помощников. По большей части, дети выбирают присутствовать на уроках в рамках своей возрастной группы, но многие ходят к старшим - на музыку, спорт, готовку, прикладные искусства. Мнение, на какой урок пойти, ученик может менять в течение дня. Например, до начала "Недели" второклассник Вася решил пойти на урок о рыцарях шестиклассника Пети, но в день урока все друзья Васи рванули на урок самбо девятиклассника Вовы - и Вася пошёл с ними. Это можно. Вообще стиль "Недели" - как можно больше разрешать (изыскивать возможности для посещения) и радоваться, что вот как интересно и здорово. Для тех детей, кто никуда не хочет, есть библиотека, игры во дворе, порисовать-поиграть в настольную игру и т.п.
Очень вдохновляющие получаются недели, с творчеством, ляпами, нервотрёпкой учителей и ощущением: "Мы снова это сделали!"



Edited at 2014-03-28 04:23 pm (UTC)
rustam_kurbatov
Mar. 31st, 2014 09:00 am (UTC)
Здорово!
Не хотите ли этот текст разместить в сообществе "Другая школа" в жж?
gayatree
Mar. 31st, 2014 01:31 pm (UTC)
Я не состою в этом сообществе, а если Вы считаете нужным - можете, конечно, разместить.
( 3 comments — Leave a comment )